Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

Летучие драккарчики.



Наверное, многие знают, что в Норвегии нет авиационной промышленности, однако, так было не всегда. Ровно 105 лет назад, 4 июня 1915 года, впервые поднялся в воздух первый аэроплан, разработанный и построенной в этой скандинавской стране, лишь недавно отделившейся от Швеции. Он был сделан на только что открытом авиазаводе "Мариненс Флювебатфабрик" в городе Хортен.

Это предприятие работало до оккупации Норвегии германскими войсками и за время своего существования выпустило 12 образцов аэропланов, часть из которых выпускалась серийно. Интересной особенностью норвежского авиастроения, очевидно, обусловленной географическим положением, было то, что все ее самолеты являлись гидропланами, хотя, некоторые из них иногда оснащались сменным колесным шасси. Другая особенность - все норвежские самолеты были спроектированы одним человеком - военным инженером полковником Йоханом Хувером.

Первое изделие Хувера, получившее обозначение MF-11, представляло собой "вариацию на тему" французского двухместного поплавкового разведывательного и патрульного самолета "Морис Фарман" MF-7, купленного норвежцами годом ранее. MF-11 был построен в количестве пяти экземпляров, из которых четыре разбились в авариях в 1915-18 годах, а пятый прослужил до 1923 года и был списан по износу.

А ровно 95 лет назад (вот такое любопытное совпадение), 4 июня 1925 года, вышел на испытания первый норвежский истребитель MF-9, получивший неофициальное прозвище "Хувер ягер" ("истребитель Хувера"). Этот поплавковый одноместный биплан был вооружен синхронным пулеметом, установленным в развале цилиндров V-образного мотора "Испано-Сюиза", и развивал скорость 200 км/ч.

"Хувер ягеров" построили 10 штук. До 1933 года они состояли на вооружении единственной норвежской морской истребительной эскадрильи, а потом до 1939 года хранились в резерве. Одна из таких машин в 1931 году установила европейский рекорд высоты для гидропланов своего класса, поднявшись на 8600 метров.

В том же 1931 году норвежцы запустили в производство самый успешный аэроплан Хувера - трехместный морской разведчик MF-11, растиражированный в количестве 29 штук. Таким образом, он стал наиболее крупносерийным (слово "массовым" тут вряд ли подходит) самолетом норвежской разработки. MF-11 имел цельнометаллическую конструкцию и считался вполне современным, но к концу десятилетия морально устарел.

Тем не менее, в 1940 году МF-11 активно применялись в боях против вторгшихся в Норвегию германских войск. Благодаря наличию двух синхронных пулеметов их использовали даже в качестве легких штурмовиков. После капитуляции Норвегии последние три уцелевшие машины перелетели в Финляндию. Там их задействовали до конца войны на финско-советском фронте, причем ни один самолет не был потерян. После 1944 года гидропланы находились на складском хранении, в 1948-м их попытались продать, но покупателей не нашлось и ветеранов отправили на слом.

Последней машиной Хувера был MF-12, построеный в 1939 году. В нем конструктор впервые применил монопланную схему, правда, крыло было подкреплено раскосами. MF-12 успешно прошел испытания, но из-за войны до серийного производства дело не дошло. А после войны норвежцы решили, что собственное авиастроение им больше не нужно, поскольку гораздо проще и выгодее покупать самолеты за границей.

На заставке - четвертый серийный экземпляр первенца норвежского авиастроения MF-1.


Истребитель МF-9 на плаву.


Другая такая же машина у наземного ангара. Обратите внимание на оригинальную установку радиатора. Отверстие над втулкой винта - пулеметный порт.


МF-11 с довоенными опознавательными знаками норвежских ВВС.


Один из финских МF-11.


Последний норвежский самолет МF-12.
Tags: ВВС, История, Скандинавия, авиация, флот, экзотика
Subscribe
promo vikond65 июнь 23, 2019 16:38 25
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments