Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Напрасно старушка ждет сына домой



Ровно 80 лет назад, 17 июня 1940 года, когда колонны советских танков, высекая искры из старинной брусчатки, въезжали в Ригу и Таллин, на другом конце Европы произошла крупнейшая катастрофа в истории британского флота. Германские бомбардировщики "Юнкерс-88" из 30-го кампфгешвадера утопили у побережья Франции пассажирское судно "Ланкастрия". При этом погибло, по разным оценкам, от трех до шести с половиной тысяч человек. Даже минимальная из этих цифр намного превосходит знаменитые трагедии "Титаника" и "Лузитании", вместе взятые.

Суперлайнер "Ланкастрия" (первоначальное название "Тиррения") вступил в строй в 1922 году. До войны он использовался как круизное судно для путешествий состоятельной публики по Средиземному морю, а осенью 1939-го был мобилизован и с тех пор активно участвовал в военных перевозках. В частности, в апреле 1940 года на нем доставлялись британские контингенты в Норвегию.

В середине июня 1940 года, когда поражение Франции уже ни у кого не вызывало сомнений, поскольку французское правительство обратилось к германским властям с просьбой о перемирии, "Ланкастрию" задействовали в операции "Ариэль" - срочной эвакуации остатков английских войск и подданных Британской империи с территории Франции.

Во Франции тогда проживало много англичан, стремившихся ее покинуть, чтобы не оказаться под немецкой оккупацией. К тому же, в стране еще оставались десятки тысяч британских солдат и офицеров из так называемых "Экспедиционных сил", избежавших окружения под Дюнкерком. Всех их надо было вывезти в кратчайшие сроки, поэтому капитаны транспортных судов, в том числе - капитан "Ланкастрии" Рудольф Шарп получили чрезвычайный приказ: брать на борт максимально возможное число людей, не считаясь ни с какими нормами безопасности.

Утром 17 июня в порту Сен-Назер на "Ланкастрию" в спешке погрузились примерно 4500 английских военнослужащих и неустановленное число гражданских лиц - английских, французских и бельгийских беженцев. Их учета никто не вел, поэтому историки называют самые разные цифры - от двух до четырех тысяч. Таким образом, с учетом 300 человек экипажа, на борту "Ланкастрии" могло находиться более 8000 человек, при том что максимальная расчетная вместимость судна составляла всего 2500 человек, включая команду.

Перегруженный сверх всякой меры корабль вышел из порта на внешний рейд, и тут капитан решил задержаться, чтобы подождать подхода эскортных эсминцев, которые должны были защищать судно от атак германских самолетов и подводных лодок. Эта задержка стала роковой. Через два часа на горизонте появились не английские эсминцы, а бомбардировщики Люфтваффе.

Десятка "Юнкерсов" отбомбилась беспрепятственно, как на учениях, поскольку зениток на корабле не было. Им удалось добиться четырех прямых попаданий 250-килограммовыми бомбами, две из которых разворотили левый борт, одна разбила топливные цистерны, из-за чего в море вылилось 1000 тонн мазута, а еще одна угодила точно в дымовую трубу и взоравлась в топке котельного отделения. От этого взрыва корабль мгновенно лишился хода. Огромные пробоины в борту не оставляли "Ланкастрии" никаких шансов. Вскоре лайнер лег на бок и через 22 минуты ушел под воду.

Подоспевщим "к шапочному разбору" эсминцам оставалось только спасать уцелевших, барахтавшихся в мазутной жиже. Английским морякам удалось поднять на борт 2477 человек, а скольких не удалось - до сих пор остается одной из зловещих тайн Второй мировой войны. В дальнейшем на берег выбросило прибоем 1816 тел погибших, но все понимают, что реальное количество жертв было намного выше.

Произошедшее выглядело настолько чудовищно, что Черчилль, которому в тот же день доложили о случившемся, пробормотал, жуя сигару: "Англичане в последние дни получили слишком много ужасных новостей, а эта их добьет..." Недолго думая, "железный Винни" отдал категоричный приказ: всё засекретить!

Никакая информация о случившемся не должна была просочиться в британские СМИ. Со всех спасенных взяли подписки о неразглашении, а родственникам погибших военнослужащих официально сообщили, что их мужья, сыновья, отцы и браться геройски погибли в боях на континенте. При этом, чтобы не возникало подозрений, даты гибели указывались разные.

Однако такое громадное шило долго хранить в мешке не удалось, поскольку за гибелью "Ланкастрии" с французского берега наблюдали тысячи людей, в том числе - множество иностранцев. И уже 25 июля американские газеты вышли с аршинными заголовками: "Крупнейшая в мире морская катастрофа". Под этими заголовками взахлеб и с яркими подробностями (зачастую - вымышленными) говорилось о том, что германская авиация месяц назад утопила английский транспорт на котором погибло невообразимое количество людей.

Поняв, что тайное стало явным, британские пропагандистские службы пошли по другому пути и начали изо всех сил преуменьшать число жертв. Вскоре было издано правительственное коммюнике, в котором говорилось, что на "Ланкастрии" погибло примерно три тысячи человек. Этой цифры официальный Лондон придерживается до сих пор, хотя независимые исследователи уверены, что она занижена более чем вдвое. Скорее всего, в нее включены только военнослужащие и моряки "Ланкастрии", без учета гражданских беженцев.

JS57367949
Семипалубный суперлайнер "Ланкастрия" имел длину 176 метров и водоизмещение 16240 тонн. Шесть паровых турбин, работавших на два винта, развивали суммарнцю мощность 15 тысяч лошадиных сил и обеспечивали кораблю скорость 16,5 узлов.

p01gr5wn
Проводы "Ланкастрии", уходящей в очередной средиземноморвский круиз летом 1939 года.

Lacastria-Norw-t-Eng-40
Английские солдаты на палубе "Ланкастрии", везущей их в Норвегию весной 1940 года.
Ju88A5_Germany_KG30_1
8e73eb90c8ec7aa31a61f1e8d1645376
Германские бомбардировщики Ju-88 A-4 из 30-го кампфгешвадера, утопившего "Ланкастрию".

The2
Снимок с палубы английского эсминца, участвовавшего в спасательной операции.

BP2673012
Увеличенный фрагмент того же снимка, на котором видны сотни людей на борту опрокинувшейся и уходящей под воду "Ланкастрии".
Tags: Англия, ВВС, Вторая мировая, Германия, Франция, авиация, катастрофы, флот
Subscribe
promo vikond65 июнь 23, 2019 16:38 25
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 88 comments