я

Родина чаек



Ровно 90 лет назад, 19 июня 1930 года состоялось триумфальное выступление на европейском конкурсе военных самолетов в Бухаресте нового польского истребителя PZL P.1. Это был первый в мире самолет с крылом типа "чайка". Точнее, так его называют только в России, а во всех остальных странах это "польское крыло" или "крыло Пулавского" по имени его изобретателя - авиаконструктора Жигмонта Пулавского.

Особенность этого крыла - в его форме, изогнутой вверх возле фюзеляжа, благодаря чему летчик имеет хороший обзор вперед, особенно важный для истребителя. Впоследствии таким крылом оснащались советские истребители И-15 и И-153, ИС-1, французский "Луар-46" и многие другие машины. Но у нас с нашим традиционно предвзятым отношением к полякам о Пулавском предпочитали умалчивать.

На бухарестском конкурсе истребители оценивались по пятнадцати критериям (скорость, скороподъемность, маневренность, обзор, вооружение и т.д.). И в восьми из них польский дебютант занял первое место, несмотря на то, что его конкурентами были новинки авиапрома ведущих авиационных держав, в том числе - Англии (Бристоль "Бульдог") и Франции (Девуатин D.27). Таким образом, Польша впервые заявила о себе как о стране, способной разрабатывать и производить самолеты высшего мирового уровня.

Однако Р.1 не был принят на вооружение и не выпускался серийно, поскольку уже в октябре того же года впервые поднялся в воздух усовершенствованный образец  PZL P.7 c двигателем воздушного охлаждения, который стал основным истребителем польских ВВС первой половины 1930-х годов и даже принял участие в отражении германской агрессии 1939 года. Но это уже другая история.


Р.1 еще без окраски на заводском дворе. Самолет имел цельнометаллическую конструкцию с дюралевой обшивкой (частично - гладкой, частично - гофрированной) и консольные стойки шасси с внутренней гидравлической амортизацией, что в те времена было очень прогрессивным техническим решением. Впоследствии такая схема шасси также была скопирована на многих самолетах, в частности, на советском Як-12, выпущенном уже после войны.


Р.1 на аэродроме.


Р.1 в декоративно-презентационной красно-белой раскраске, в которой он выступал на конкурсе в Бухаресте. 

Recent Posts from This Journal

  • Наполеон-фарс

    Афоризм старика Гегеля о том, что история всегда повторяется в виде фарса, давно превратился в трюизм, однако, французы в XIX веке в полной мере…

  • Телевизионное

    Сегодня на студии "Крылья России" в течение часа отвечал на вопросы о российской гидроавиации Первой мировой войны. Интересно, сколько…

  • Пятничная социология

    Пару часов назад в новостных лентах прошла информация о том, что российские войска завершают зачистку поселка Новоселовское у границы ЛНР с…

promo vikond65 май 18, 11:55 65
Buy for 50 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Авиация.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
Нистерпел? :)
Pulawski's original fighter design, the P.1, brought him and PZL recognition for its innovative gull-shaped wing (thin and canted or 'gulled' upwards at the fuselage, gradually becoming wider and leveling out at the wingtips with underwing struts) which ensured excellent forward visibility from the cockpit, great strength and light weight. They were later called "Pulawski wings" or "Polish wings."
http://www.kagero.eu/index.php?option=com_content&view=article&id=455:pzlp24a-g&catid=95:aviation-of-ww2&Itemid=688
The design quickly drew international attention; the general layout became commonly known as the "Polish wing" or "Puławski wing".
https://en.wikipedia.org/wiki/PZL_P.11

Edited at 2020-06-19 05:24 pm (UTC)
Я не знаю, где они стали «commonly known», но в знакомых мне работах, которые так или иначе касались PZL P.1, его крыло называют именно что «gull wing», хотя имя Пулавски там естественно тоже упоминается.

Вот хотя бы здесь: The Immortal Beaver: The World's Greatest Bush Plane
Sean Rossiter - 2009

Ну и «обратная чайка» тоже везде «inverted gull wing», не «inverted Pulawski wing»

Я не вижу слов "Мы не называем этот тип крыла "крылом чайки".
На других языках тоже есть
L'aile en mouette
Möwenflügel
Skrzydło typu mewa

И вроде нет никакого конфликта, если принять, что "польское крыло" - это один из видов крыла "чайка".
Наверное, просто автор такими высказываниями проверяет, читает ли кто текст, или чисто картинки смотрят))
Автор такими высказываниями чешет. Уж не знаю, что точно, но чешет.
Не ясно, зачем такая схема именно для моноплана, что она дает...

Сопряжение с фюзеляжем под углом, близким к прямому. Обзор - бонус.

Вот тоже подумал, что видимо конструктивное, например связанное с использованием подкосов. Обзор тут вообще, довольно спорный для истребителя, по сравнению с низкопланом.