Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Category:

Родина чаек



Ровно 90 лет назад, 19 июня 1930 года состоялось триумфальное выступление на европейском конкурсе военных самолетов в Бухаресте нового польского истребителя PZL P.1. Это был первый в мире самолет с крылом типа "чайка". Точнее, так его называют только в России, а во всех остальных странах это "польское крыло" или "крыло Пулавского" по имени его изобретателя - авиаконструктора Жигмонта Пулавского.

Особенность этого крыла - в его форме, изогнутой вверх возле фюзеляжа, благодаря чему летчик имеет хороший обзор вперед, особенно важный для истребителя. Впоследствии таким крылом оснащались советские истребители И-15 и И-153, ИС-1, французский "Луар-46" и многие другие машины. Но у нас с нашим традиционно предвзятым отношением к полякам о Пулавском предпочитали умалчивать.

На бухарестском конкурсе истребители оценивались по пятнадцати критериям (скорость, скороподъемность, маневренность, обзор, вооружение и т.д.). И в восьми из них польский дебютант занял первое место, несмотря на то, что его конкурентами были новинки авиапрома ведущих авиационных держав, в том числе - Англии (Бристоль "Бульдог") и Франции (Девуатин D.27). Таким образом, Польша впервые заявила о себе как о стране, способной разрабатывать и производить самолеты высшего мирового уровня.

Однако Р.1 не был принят на вооружение и не выпускался серийно, поскольку уже в октябре того же года впервые поднялся в воздух усовершенствованный образец  PZL P.7 c двигателем воздушного охлаждения, который стал основным истребителем польских ВВС первой половины 1930-х годов и даже принял участие в отражении германской агрессии 1939 года. Но это уже другая история.


Р.1 еще без окраски на заводском дворе. Самолет имел цельнометаллическую конструкцию с дюралевой обшивкой (частично - гладкой, частично - гофрированной) и консольные стойки шасси с внутренней гидравлической амортизацией, что в те времена было очень прогрессивным техническим решением. Впоследствии такая схема шасси также была скопирована на многих самолетах, в частности, на советском Як-12, выпущенном уже после войны.


Р.1 на аэродроме.


Р.1 в декоративно-презентационной красно-белой раскраске, в которой он выступал на конкурсе в Бухаресте. 
Tags: ВВС, История, Польша, авиация
Subscribe

  • Последний бой, он трудный самый...

    Ровно 1570 лет тому назад, 20-21 июня 451 года, на Каталаунских полях состоялось последняя битва Западной Римской Империи, И она же - последняя…

  • Выдь на Волгу: чей звон раздается?

    Ровно 140 лет назад, 20 июня 1881 года в России заработала первая телефонная линия. Интересно, что проложена она была не в Москве или Петербурге,…

  • Малой кровью, могучим ударом...

    Ровно 80 лет назад, 20 июня 1941 года, Главный Военный Совет РККА утвердил подготовленную Главным Управлением политической пропаганды директиву…

promo vikond65 october 30, 2012 13:17 382
Buy for 20 tokens
Итак, я Вячеслав Кондратьев, а это мой очередной журнал. Правда, все предыдущие журналы, которые я когда-то делал, либо продолжаю делать, отпечатаны на бумаге: "Крылья Родины", "Авиамастер", "Авиапарк", "Легендарные самолеты"... Из их названий видно, что меня…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments

  • Последний бой, он трудный самый...

    Ровно 1570 лет тому назад, 20-21 июня 451 года, на Каталаунских полях состоялось последняя битва Западной Римской Империи, И она же - последняя…

  • Выдь на Волгу: чей звон раздается?

    Ровно 140 лет назад, 20 июня 1881 года в России заработала первая телефонная линия. Интересно, что проложена она была не в Москве или Петербурге,…

  • Малой кровью, могучим ударом...

    Ровно 80 лет назад, 20 июня 1941 года, Главный Военный Совет РККА утвердил подготовленную Главным Управлением политической пропаганды директиву…