Морис Прево в кабине "Депердюссена Монокока" тип D, на котором он установил мировой рекорд скорости.
С тех пор как человек сумел построить аппарат, способный летать быстрее ветра, авиаторами овладела страсть к рекордам. А ровно 100 лет назад в этом соперничестве был преодолен символичный рубеж - самолет впервые превысил скорость 200 километров в час. Примечательно, что это произошло всего через 10 лет после первых коротких подлетов первого в мире управляемого аэроплана братьев Райт.
Не менее любопытно, что впервые в истории такая скорость была достигнута не на самолете, а на автомашине. 26 апреля 1911 года американец Боб Бёрман на немецком гоночном болиде "Блитцен Бенц" разогнался до скорости 228 км/ч, недоступной тогдашним авиаторам, поскольку наивысшее авиационное достижение составляло на тот момент всего-навсего 111,8 км/ч. Но авиаконструкторы быстро сокращали разрыв.
29 сентября 1913 года французский пилот Морис Прево на гоночном самолете "Депердюссен Монокок" выиграл проходившие в Реймсе авиагонки на приз американского газетного магната Гордона Беннета, развив рекордную скорость 203,86 км/ч. "Автомобильного" результата он так и не достиг, однако его рекорд продержался вплоть до февраля 1920 года, когда Жозеф Сади-Леконт пролетел мерную дистанцию на самолете "Ньюпор-Деляж" NiD-29 со скоростью 275 км/ч, оставив далеко позади все наземные транспортные средства. Впрочем, столь долгий "стаж" достижения Прево объяснялся лишь тем, что в годы Первой мировой войны рекорды не регистрировали, хотя уже строились самолеты, летавшие быстрее "Депердюссена".
"Депердюссен Монокок" тип D был построен по проекту французского авиаконструктора Луи Бешеро в трех экземплярах, предназначенных для французских летчиков-спортсменов Прево, Жильбера и Роста. Самолеты несколько отличались друг от друга, в частности, у машины Прево был самый короткий размах, а следовательно - наименьшее аэродинамическое сопротивление. Очевидно, поэтому он и стал рекордсменом. Рост не вошел в число призеров, а Жильбер занял третье место.
На этом снимке он стоит возле своего самолета, у которого снят кок винта, благодаря чему виден двигатель - 14-цилиндровый двухрядный ротативный Gnome Lambda-Lambda мощностью 160 л.с., представлявший собой спарку семицилиндровых моторов Gnome Lambda.
Реплика предыдущей версии "Депердюссена" в парижском авиационном музее. На таком самолете Жюль Ведрин в 1912 году последовательно установил семь рекордов скорости, повысив свой результат со 145 до 174 км/ч. Хорошо видно необычно короткое для тех времен крыло и очень чистая форма фюзеляжа, выклеенного на болванке из нескольких слоев шпона американского лириодендрона (тюльпанного дерева). По той же технологии, разработанной в начале ХХ века швейцарским инженером Эженом Рушонне, изготовлялись фюзеляжи советских истребителей И-16, МиГ-3. ЛаГГ-3, Ла-5 и Ла-7, только вместо древесины лириодендрона у нас использовался березовый шпон.
Чертеж "Депердюссена-монокока" тип D.
Journal information