Ровно 70 лет назад, 27 июня 1950 года, под управлением ветерана Люфтваффе - летчика-испытателя Эдмунда Вайса состоялся первый полет реактивного истребителя FMA IAe-33, cпроектированного бывшим главным конструктором фирмы "Фокке-Фульф" Куртом Танком - автором знаменитого "Фокке-Вульфа-190".
И хотя полет состоялся не в Германии а в далекой Аргентине, куда Танк прибыл в 1947 году с фальшивым паспортом на имя Педро Маттиаса, облик этой машины дает представление о том, как могли бы выглядеть к тому времени германские истребители, если бы в мае 1940-го немецкий блицкриг по какой-то причине задержался на пару недель, а англичане и французы успели бы начать запланированные ими бомбардировки Бакинских нефтепромыслов. Или, если бы Молотов в октябре того же года на переговорах в Берлине сумел бы договориться с Гитлером о разделе мира.
Кстати, весьма показательно, что летные характеристики IAe-33, получившего собственное наиманование Pulqui-II (Pulqui - cтрела на языке индейцев-мапуче), оказались почти полностью идентичными летным данным советского истребителя МиГ-15, за исключением дальности полета, которая у IAe-33 была в полтора раза больше.
Однако Аргентина этот проект "не потянула", он оказался для нее слишком сложным. За два года было построено всего четыре экземпляра самолета, один из которых в 1952-м разбился в катастрофе, а остальные летали до конца 1950-х. Вместо претенциозных отечественных "Пулек" президент Хуан Перон предпочел закупить английские реактивные истребители "Метеор".
На заставке - современный компьютерный рисунок аргентинского художника Алехандро Кличовского.
"Пульки" перед первым полетом.
Journal information