я

Верхом на дирижабле

Первое десятилетие ХХ века можно назвать "золотым рассветом" дирижаблестроения. За эти годы во многих странах Европы и в Северной Америке были построены и испытаны десятки управляемых аэростатов. При этом весьма любопытно, что отношение к дирижаблю в старом и новом свете поначалу было совершенно разным. Если в европейских странах его рассматривали, прежде всего, с утилитарных позиций - как военную машину и транспортное средство, то в США возобладал более "легкомысленный" подход. Там дирижабль восприняли как новый спортивный снаряд и аттракцион для любителей острых ощущений.

Поэтому в Европе строили, как правило, довольно крупные многоместные дирижабли, а их постройка финансировалась государственными органами либо богатыми и солидными фирмами. В Америке, напротив, дирижаблестроение на первых порах было уделом энтузиастов-одиночек, делавших за свой счет и зачастую своими руками небольшие одноместные аэростаты с мотоциклетными или маломощными автомобильными моторами. Благодаря им в США появился и быстро обрел популярность новый вид спорта - гонки на дирижаблях, собиравшие не меньше зрителей, чем авто- и мотогонки.

Все американские гоночные дирижабли были сделаны по типу дирижабля Томаса Болдуина "Калифорнийская стрела", совершившего первый полет в 1900 году. Он представлял собой цилиндрический продолговатый баллон с водородом длиной около 20 метров с заостренными концами, сшитый из прорезиненной ткани. К баллону на веревочных стропах подвешивалась довольно хлипкая гондола в виде длинной трехгранной фермы из тонких деревянных брусьев, к которой крепились мотор и бензобак. Спереди вращался двухлопастный винт с лопастями из кусков брезента, натянутых между рейками. Мотор, установленный вблизи центра тяжести, соединялся с винтом длинным валом.

Главной особенностью дирижабля Болдуина и многих других аналогичных конструкций было полное отсутствие даже намека на кабину. Аэронавт буквально сидел верхом на верхней фюзеляжной балке, опираясь ногами на нижние и держась руками за стропы. Никаких привязных ремней или иной страховки у него не было. Зато он имел возможность перемещаться вперед и назад, меняя центровку аппарата, из-за чего дирижабль задирал или опускал нос и летел, соответственно, вверх или вниз. Управление по курсу осуществлялось с помощью хвостового руля, который пилот мог отклонять в стороны, дергая за веревки, протянутые вдоль гондолы.

1904.Baldwin.CalArrow.StL_tp

14
Фотоснимок и рисунок дирижабля Болдуина.

6
Демонстрационный полет Болдуина на его дирижабле в 1904 году. Рядом обычный сферический аэростат.

Увлечение дирижабельным спортом, охватившее США и миновавшее все остальные страны, закончилось спустя всего несколько лет так же быстро, как и началось. Причина проста - спортивные дирижабли в начале 1910-х годов были вытеснены аэропланами, на которые пересели многие бывшие воздухоплаватели, ведь авиационные соревнования гораздо более динамичны и зрелищны, чем гонки медлительных "пузырей", с трудом боровшихся даже со слабым ветром. Среди поменявших баллоны на крылья был, к примеру, Гленн Кертисс, начинавший как дирижаблестроитель, а впоследствии основавший всемирно известную авиационную фирму. О примитивных дирижабля Болдуина быстро забыли и сейчас о "баллонных гонках" столетней давности даже в Соединенных Штатах знают немногие.

2
Фрагмент гондолы с силовой установкой дирижабля "болдуиновской" схемы.

1
Дирижабль Кошоктона - один из многих, сделанных по типу аппарата Болдуина.

8
Дирижабль "Резиновая корова" Линкольна Бичи из штата Массачусетс.

12
Пилот Стэнли Во на дирижабле Строубла. От дирижабля Болдуина он отличался наличием руля высоты. Хвостовое оперение поворачивалось в двух плоскостях.

13
Еще один дирижабль Строубла под управлением Фрэнка Гудла.

10
Воздушный корабль (или, скорее, катер, если исходить из его размера) над куполом балтиморской ратуши. Чтобы летать на такой высоте и на таких аппаратах надо было обладать недюжинной смелостью.

3
Один из гоночных дирижаблей и газетное объявление о воздушных гонках в штате Мичиган. Тут же скачки, мотогонки, дрессированные животные и выступления цирковых артистов.

7
Гонка дирижаблей, прошедшая в 1910 году в Калифорнии.

9
Некоторые аэронавты пытались заработать еще и на рекламе, например этот рекламирует желатин Knox.

DS438.1907.SkyCycle.Dixon
Самый юный дирижаблестроитель - 14-летний Кромвелл Диксон, сделавший в 1907 году дирижабль с педальным приводом и успешно летавший на нем.

4
Первый американский военный дирижабль Кертисса, построенный в 1908 году, имел гондолу четырехгранного сечения, но в нем еще явно прослеживаются многие "родовые черты" спортивных аппаратов Болдуина и Строубла.

curtiss
Фрагмент гондолы и силовая установка дирижабля Кертисса.
promo vikond65 june 23, 16:38 24
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
Класс! Вот это была настоящая романтика! Интересно, сейчас никто не пытается возродить такие соревнования?
Мальчик с воздушным велосипедом собственной конструкции доставил неимоверно. Строили же практически из подручных средств и почти без расчетов! Сейчас бы серьезное КБ такой проект пару лет бы мусолило, а про бюджет лучше не упоминать :)
Сейчас самодельщики-любители строят самолеты, вертолеты и автожиры. Про современные "самопальные" дирижабли я не слыхал.
Железные яйца(извиняюсь за выражение),были у людей!:)