Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

Широкий трехмоторник



Ровно 50 лет назад, 23 июля 1970 года, вышел на испытания первый в мире широкофюзеляжный однопалубный авиалайнер Макдоннел-Дуглас DC-10. Самолет имел весьма оригинальную схему силовой установки - два турбореактивных двигателя на подкрыльевых пилонах и еще один такой же двигатель, "врезанный" в киль.

Причем первоначально он разрабатывался только с двумя, а третий добавили уже в ходе проектирования, для соответствия тогдашним требованиям ИКАО, согласно которым к регулярным трансокеанским полетам допускались только пассажирские самолеты, имевшие более двух энергоустановок. Это было обусловлено недостаточной надежностью тогдашних авиадвигателей.

DC-10 выпускался 18 лет - с 1971 по 1989 год, но - относительно небольшими партями. Всего было построено 386 экземпляров в гражданском исполнении и еще 60 - по заказу американских ВВС - в варианте воздушного топливозаправщика. Самолет отличался довольно высокой аварийностью, особенно - в первые годы службы. С 1972 по 2015 год в катастрофах разбились 32 DC-10, при этом погиб 1261 человек. Еще 23 машины были списаны в результате аварий без человеческих жертв.

Тем не менее, DC-10 активно эксплуатировался вплоть до середины второго десятилетия XXI века множеством авиакомпаний из более чем 40 стран, а в грузовом варианте они летают до сих пор. Наверное, мало кто знает, что в 1990-е годы пять таких машин принадлежали "Аэрофлоту", а еще три - российской авиакомпании "Трансаэро", прекратившей свою деятельность в 2018 году.

На заставке - работники корпорации Макдоннел-Дуглас возле только что выкаченного из сборочного цеха первого опытного экземпляра DC-10.


Широкий салон DC-10, вмещавший по 8 пассажирских кресел в ряд с двумя проходами.


Взлетает DC-10 американской авиакомпании "Федерал Экспресс". В штате этой фирмы до сих пор остается 30 таких машин в грузовом варианте. Обратите внимание на еще одну интересную особенность авиалайнера. Помимо трех "обычных" опор шасси у него есть дополнительная четвертая стойка с двумя колесами, свисающая из днища фюзеляжа в районе крыла.


DC-10 югославской авиакомпании JAT. Югославия была единственной социалистической страной Восточной Европы, отказавшейся закупать советские авиалайнеры и формировавшей свой гражданский авиапарк на базе западной техники.


DC-10 в раскраске "Аэрофлота" раннего постсоветского образца, которая отличалась от советской только трехцветным флажком на киле.


Блестящий полированным дюралем DC-10 компании "Трансаэро".
Tags: История, США, авиация, транспорт
Subscribe
Buy for 30 tokens
Фотографии из супермаркета TOSC в Тоттори. Специально поснимала овощной отдел, там много необычного. Рэнкон - корень лотоса. В Японии его варят, варят, тушат, панируют в сухарях и готовят как темпуру, а также добавляют в салаты. Впервые я попробовала рэнкон в Йокогаме. Там он был маринованным,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 99 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →