Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

Бомбы против ДОТов



Начало здесь

10 августа 1945 года, на второй день войны с Японией, летчики-дальневосточники действовали гораздо более активно, чем в первый, когда их в значительной мере сковывали погодные условия. Рано утром, еще затемно, 78 Ил-4 из 19-го авиакорпуса снова бомбили Чанчунь. На этот раз столица Маньчжурии была закрыта светомаскировкой, в небе шарили лучи прожекторов, а зенитки открыли огонь. Но японские зенитчики стреляли неточно и все машины благополучно вернулись на аэродромы.

От взрывов бомб в центре города возникли четыре крупных очага пожаров. Горели жилые дома, казармы и склады, однако, в главную цель - штаб Квантунской армии бомбардировщики снова не попали. Днем экипажи, не участвовавшие в ночном рейде, бомбили город Хутоу, к которому подступили передовые части 35-й армии. В этом городе также возникли четыре пожара, в центре горели два склада.

Девять девяток Пе-2 из 34-й БАД, то есть, практически все боеспособные самолеты дивизии, подвергли мощному удару приграничный Хутоуский укрепрайон, достигнув нескольких прямых попаданий в ДОТы. Боевую нагрузку опытных экипажей составляли две ФАБ-250 и две ФАБ-100, однако, менее опытные ограничивались только двумя 250-килограммовыми фугасками, то есть бомбовая нагрузка двухмоторных бомбардировщиков составляла всего 500 кг. Через два часа в Хутоу ворвались советские войска, но уцелевшие гарнизоны ДОТов, капониров и броневых башен продолжали упорно сопротивляться. Осада Хутоуского УРа продолжалась до конца войны.

Штурмовики оказывали воздушную поддержку наземным частям, атаковали автотранспорт и железнодорожные объекты. В итоговой дневной сводке 9-й ВА среди пораженных ими целей значились 11 паровозов, 26 вагонов, 101 автомобиль, два танка и три зенитных орудия.

Повышению результативности авиаударов и значительному увеличению количества уничтоженных целей способствовало явное нежелание японцев сражаться в воздухе. Это позволило резко сократить число истребителей, выделяемых на сопровождение ударных машин. Если 9 августа соотношение "пешек" и их истребительного эскорта составляло примерно 1:1, то начиная с 10-го на сопровождение девятки Пе-2 выделяли всего пару истребителей, а в последние дни войны бомбардировщики летали и вовсе без прикрытия.

Освободившиеся истребители стали привлекать к штурмовкам наземных объектов. При этом широко применялся метод "свободной охоты", дававший неплохие результаты. На "охоту" обычно летали парами и четверками, а при обнаружении крупных и хорошо защищенных целей по радио вызывали подкрепления.

В качестве примера можно назвать действия четверки Як-9Т из 249-й ИАД под командованием майора Перевозчикова. 10 августа она "охотилась" в районе Эрдагоу - Суйфындан - Сяченцзы. На станции Эрдагоу ведущая пара обстреляла два эшелона, затем пары поменялись местами. В результате было разбито два паровоза и несколько вагонов, а движение на станции - полностью заблокировано. Потом та же группа обнаружила  еще один длинный эшелон, который тянули два паровоза. Ведущая пара сквозь "окна" в облачности совершила четыре атаки, уничтожив оба локомотива.

Надо заметить, что в роли "охотников" почему-то применялись исключительно "яки". А, казалось бы, более живучие Ла-5ФН и Ла-7 использовались только для воздушного прикрытия наземных войск, но из-за отсутствия японской авиации работы для них не нашлось. Объяснения этому факту я не нашел. Возможно, более редкие и дорогоие "Лавочкины" просто берегли и не посылали на рискованные задания за линию фронта.

Всего в течение дня и ночи 10 августа самолеты 9-й ВА произвели 1027 боевых вылетов, из них: дальние бомбардировщики - 78, фронтовые бомбардировщики - 116, штурмовики - 136, истребители - 616, разведчики и корректировщики - 81. Кроме того, семь ночных вылетов на спецзадания совершили По-2, которые доставили во вражеский тыл парашютистов-разведчиков.

Авиация во второй день войны работала с максимальной интенсивностью, но, несмотря на увеличение количества вылетов, потери были значительно ниже, чем в первый. С заданий не вернулись два Як-9, два Ил-2 и один Пе-2. В Журнале боевых действий 251-й ШАД также сказано, что Ил-2 летчика Ботлера из 536-го ШАП с пробитым бензобаком перетянул через линию фронта и приземлился, не выпуская шасси,  возле Платоновки. Экипаж уцелел, однако самолет впоследствии списали.

Лейтенант Коробицкий из того же полка при при бомбардировке опустился слишком низко, и его штурмовик получил осколочные повреждения от  собственной бомбы. Коробицкий совершил вынужденную посадку на территории, еще не занятой советскими войсками. Вскоре над этим местом пролетел наш разведчик. По возвращении его экипаж доложил, что летчиков возле "Ила" нет, а самолет деловито разбирают на части местные жители, Через день Коробицкий и его стрелок сержант Стругов пешком вернулись на аэродром.  

На заставке - Пе-2 9-й ВА, участвовавший в бомбардировках японских укрепрайонов.

Продолжение следует.



Разбитые бронебашни Хутоуского УРа.


Развалины гигантского бетонного купола, под которым было установлено 410-миллиметровое орудие, направленное на советскую территорию.


Чертеж "суперкупола" с указанием размеров и контуром орудия.


Другие сооружения Хутоуского УРа, снятые после капитуляции его гарнизона. Слева - каменный пулеметный капонир, справа - вход в казарму, прикрытый бронеплитой с бойницами.


Аварийная посадка Ил-2 из 251-й ШАд. Экипаж не пострадал.
Tags: История, Маньчжурия, СССР, Советско-японская война, Япония
Subscribe
promo vikond65 июнь 23, 2019 16:38 25
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 46 comments