Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

А вместо сердца атомный мотор



Ровно 65 лет тому назад, 12 августа 1955 года, вышло секретное постановление Совмина СССР о разработке самолетов с ядерными двигателями. Оно предписывало в течение ближайших 20 лет спроектировать, построить, испытать и принять на вооружение боевые машины различных классов с атомными силовыми установками. Под эту программу выделялось щедрое финансирование.

Приоритет отдавался стратегическим бомбардировщикам, от которых требовалась способность долететь с территории СССР без промежуточных посадок до любой точки земного шара и вернуться обратно. Задача постройки таких самолетов считалась вполне посильной для советского авиапрома. Их разработку поручили конструкторским бюро Туполева и Мясищева, а двигателей к ним - КБ Люльки и Кузнецова.

В те же годы аналогичные работы интенсивно велись и в США, однако, уже в начале следующего десятилетия они были свернуты, а вскоре прекратилась и советская авиационно-атомная программа. У руководства ведущих индустриальных держав, все-таки, хватило ума отказаться от этой чрезвычайно опасной затеи. Ну а миллиарды, выброшенные на ветер, - кто и когда их считал?

Период "атомной эйфории" оказался довольно коротким, но во второй половине 1950-х многим казалось, что скоростные атомолеты (причем не только военные, но и гражданские) уже в ближайшем будущем начнут бороздить небеса. На эту тему издавалось множество статей и книг, обложки двух из них приведены на заставке. Но все эти "радиоактивные" мечты не сбылись.

Слава богу, что здравый смысл и чувство самосохранения все-таки возобладали, ведь самолеты иногда бьются и горят (причем в середине прошлого века это случалось чаще, чем сейчас), а авария самолета с ядерным реактором на борту могла привести к куда более катастрофичным последствиям, чем падение или пожар летательного аппарата с обычной силовой установкой.


Проект экспериментального самолета Ту-119 с двумя атомными двигателями НК-14А и двумя обычными турбовинтовыми НК-12.


Проект стратегического дальнего бомбардировщика ОКБ Туполева со 120-мегаваттным реактором и четырьмя атомными силовыми установками.


Эскизные проекты авиационных ядерных ТРД под условными наименованиями "Коромысло" и "Кольцо".


Ту-95ЛАЛ (летающая атомная лаборатория) - первый советский самолет с действующим ядерным реактором, который не предназначался для создания тяги, а служил лишь для отработки радиационной защиты экипажа и различных бортовых систем.

571318_b3e5cb43b3f9bdb6adb7eaf09ba909cc
Ту-95ЛАЛ на аэродроме.

Raspolozheniereaktoranasamolete_Vidnyobtekatelireaktora
Реакторный отсек Ту-95ЛАЛ крупным планом и демонтаж реактора после завершения програмы испытаний.
Tags: ВВС, История, СССР, авиация, атомпанк, экзотика
Subscribe
promo vikond65 june 23, 2019 16:38 25
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 42 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →