Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

Как брали Муданьцзян



Предыдущая часть

75 лет назад, 14-15 августа 1945 года, развернулось сражение за Муданьцзян, о котором многие знают только по известной фразе из фильма "Небеса обетованные". Между тем это сражение было самым жестоким и кровопролитным на всем Дальневосточном фронте.

Город Муданьцзян с населением 300 тысяч человек представлял собой важный транспортный узел, который обороняли части 124-й, 126-й и 135-й японских дивизий общей численностью более 40 тысяч человек. В Муданьцзяне также размещался штаб 1-го фронта Квантунской армии. Гарнизон дрался упорно, не считаясь с потерями и неоднократно переходя в контратаки. Но наши тоже были полны решимости прорвать оборону противника и поскорее закончить войну.

Летчики 9-й Воздушной армии продолжали атаковать транспортные колонны, железнодорожные объекты и скопления вражеских войск. Авиация Квантунской армии по-прежнему никак себя не проявляла, но японские зенитчики заметно активизировались. 14 августа в ходе штурмовок им удалось сбить три Як-9, два из которых упали за линией фронта, а третий разбился уже на нашей территории. Еще один Як-9 и два Пе-2, посланные на разведку, пропали без вести. Таким образом, боевые потери составляли шесть машин.

Штурмовики и истребители за день подавили две зенитные батареи, уничтожили два полевых орудия, 49 автомобилей, 14 повозок, рассеяли до полка пехоты и два эскадрона конницы. Когда зенитного противодействия не было, экипажи Ил-2 работали в "полигонных" условиях, делая до 10 заходов на цель, спокойно прицеливаясь и без спешки расстреливая весь боекомплект.

Пока одни экипажи искали врага за линией фронта, другие занимались выявлением и уничтожением групп японцев, оставшихся в советском тылу и нападавших на наших солдат. В частности, с таким заданием вылетела в район Дуннина пара Ил-2 из 75-го ШАП. Не обнаружив противника, ведущий пары лейтенант Гаранин решил для выяснения обстановки сесть на Дуннинском аэродроме. На всякий случай он приказал второму экипажу прикрывать его с воздуха.

На аэродроме уже работал советский саперный батальон, готовя его к приему самолетов, однако, военные строители то и дело подвергались обстрелам из окрестных домов. Приземлившись, Гаранин поговорил с комбатом, выяснив, откуда ведется огонь. Потом лейтенант взлетел и совместно с ведомым уничтожил эрэсами и пушечным огнем три дома, в которых засели враги. Позже среди развалин было обнаружено 18 трупов японских солдат.

14 августа авиация совершила 329 боевых вылетов: бомбардировщики - 78, штурмовики - 62, истребители - 162, разведчики и корректировщики - 27. Учитывая, что в 9-й Воздушной армии насчитывалось свыше 1200 летных экипажей, абсолютное большинство из них еще один день провело на земле.

В тот же день авиаторы, следуя за наступающей армией, начали перебазироваться на захваченные маньчжурские авиабазы. 536-й ШАП перелетел на аэродром Лишучэнь, 78-й - на аэродром Бамятунь, а 75-й и 582-й ИАП - на аэродром Тайпинлин. К сожалению, не обошлось без ЧП: штурмовик из 75-го полка на пробеге врезался в истребитель Ла-5. Жертв не было, но оба самолета пришлось списать.

На следующий день, 15 августа, по японскому радио прозвучала грамзапись речи императора с приказом вооруженным силам прекратить сопротивление на суше, на море и в воздухе. Но на обстановку в Маньчжурии это заявление никак не повлияло. Японские солдаты, не получившие приказ от своего непосредственного начальства и в большинстве своем даже не знавшие о нем, продолжали яростно сражаться. Войска 1-го Дальневосточного фронта, преодолевая упорное сопротивление, штурмовали укрепления на подступах к Муданьцзяну.

На южном участке фронта танки 10-го мехкорпуса, преодолев более 100 километров тайги, ворвались в город Ванцин. Но службы снабжения не поспевали за ними и в Ванцине техника встала с пустыми баками. Создалась очень опасная ситуация, поскольку в случае вражеского контрудара неподвижные машины превратились бы в мишень. Но на помощь оперативно пришла авиация. На ванцинском аэродроме приземлились пять Ли-2, доставив бочки с горючим.

Дальние бомбардировщики 19-го БАК нанесли массированный удар по Дуннинскому укрепрайону, находившемуся уже в глубоком тылу советских войск. В налете приняли участие 108 экипажей, то есть, все наличные силы авиакорпуса. 250-килограммовые и полутонные бомбы взорвали подземный склад боеприпасов, разрушили четыре бетонных ДОТа, два ДЗОТа и несколько подземных галерей. Погибло более 130 японских солдат и офицеров. На следующий день сопротивление в Дуннинском УР было окончательно подавлено.

Штурмовики, истребители и фронтовые бомбардировщики уничтожали живую силу и технику противника на шоссейных дорогах. Девять звеньев Пе-2 (27 машин) 538-го БАП атаковали большую колонну из примерно 50 грузовиков на шоссе Боли - Саньсин. Улетая, они оставили позади себя  более 20 разбитых и горящих автомашин.

Истребители 32-й ИАД сбили очередной, третий по счету, японский разведчик. В отличие от предыдущих воздушных боев, этот эпизод подробно описан в советских документах. Пара Як-9 под руководством комэска старшего лейтенанта Гайдая "охотилась" в районе Боли. С высоты 1200 метров Гайдай разглядел шедший на бреющем вражеский самолет и атаковал его с пикирования, но промахнулся.

Японец, заметив противника, начал маневрировать "змейкой" у самой земли. Набрав высоту боевым разворотом, Гайдай сделал новый заход и вновь неудачно. Наконец, в третьей атаке пушечная очередь, выпущенная с дистанции 100 метров, попала в цель. Вражеский самолет задымил и врезался в землю. Советский летчик определил его тип как Р-98. Под этим наименованием у нас проходил одномоторный двухместный разведчик и легкий бомбардировщик  Мицубиси Ки-51.

Всего за 15 августа ВВС 1-го Дальневосточного фронта совершили 617 боевых вылетов: истребители - 288, бомбардировщики - 187, штурмовики - 139, разведчики и корректировщики - 48. Кроме того, семь ночных рейсов (три - в район Муданьцзяна и четыре - в район Нингута) выполнили По-2, сбросившие во вражеском тылу парашютистов-корректировщиков с рациями.
Боевых потерь не было.

На заставке - бомбардировщик Ил-4 из 19-го бомбардировочного авиакорпуса 9-й Воздушной армии.

Mitsubishi_Ki51_Type_99
Многоцелевой боевой самолет Мицубиси Ки-51. Рисунок Сигео Коике.
Tags: ВВС, История, Маньчжурия, Советско-японская война, авиация
Subscribe
promo vikond65 июнь 23, 2019 16:38 25
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments