Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

Истребители мужиков



Ровно 100 лет назад, 19 августа 1920 года вспыхнуло самое мощное в европейской России крестьянское восстание против большевицкого режима под руководством бывшего начальника уездной милиции А.С. Антонова. К январю 1921 года численность повстанческой армии достигла 50 тысяч человек, объединенных в несколько стрелковых и кавалерийских полков, отрядов местной самообороны и милицейских команд.

Для борьбы с «антоновщиной» большевики стянули в район Тамбова войска общей численностью более 30 тысяч штыков и сабель с артиллерией и бронепоездами. С воздуха их поддерживала специально созданная авиагруппировка, состоявшая из 1-го, 2-го, 47-го и 39-го «Железного» отрядов, переброшенных с Украины и из Белоруссии.

Руководство группировкой, получившей название «Боевая воздушная эскадрилья», было поручено военному летчику Алексею Муратову, несмотря на интересные особенности его биографии. Еще осенью 1918 года бывший прапорщик Муратов, служивший в Красном воздушном флоте, дезертировал на своем самолете к белогвардейцам и более года провоевал в колчаковской армии.

Но после разгрома и пленения Колчака он вновь дезертировал уже в обратном направлении. Как ни странно, никакой ответственности за свое предательство он не понес и вновь был зачислен в красную авиацию, причем — на командную должность.

Авиаотряды базировались на тамбовском аэродроме. Поначалу в их задачу входила разведка и разбрасывание прокламаций. Но потом командование приказало им начать бомбардировки и пулеметные обстрелы восставших сел и деревень. В соответствии с этим приказом с 22 февраля по 2 марта 1921 года подверглись бомбовым ударам села: Духовка, Отхожее, Никольское и деревня Ржакса.

При появлении самолетов повстанцы рассеивались и пытались скрыться в лесу, но иногда по аэропланам открывали огонь из винтовок и пулеметов. Так, 15 марта два экипажа из 1-го отряда, пролетая над деревней Пахотный Угол, подверглись пулеметному обстрелу. Пули повредили обе машины, а летчикам пришлось спешно уходить из зоны зенитного огня.

Муратов, очевидно, стараясь загладить свою вину перед большевиками, воевал против восставших мужиков с большим рвением. 1 марта он с летнабом Каменским лично летал бомбить село Отхожее, а 31 числа того же месяца с летнабом Сергеевым бомбил конный отряд повстанцев у деревни Малютино.

В это же время другой самолет сбросил бомбы на деревню. Согласно послеполетному докладу, там загорелись три избы. С мая по август 1921 года Муратов совершил более 50 боевых вылетов. Его усердие было оценено по достоинству: за тамбовскую операцию он получил орден «Красного знамени». Кроме него, ту же награду вручили летчикам Денисову, Савину и некоторым другим.

Кстати, Муратов был далеко не единственным бывшим белогвардейским пилотом, воевавшим против антоновцев. Кроме него, в состав «Боевой эскадрильи» входили бывшие колчаковцы Гладышев, Дудко, Васильев, Болягин (Балягин) и Шмотин. Никакого сочувствия к восставшим мужикам эти летчики не проявляли. Согласно дневниковым записям одного из них, крестьян они воспринимали как "дикарей и варваров".

11 апреля авиация произвела групповой налет на крупный отряд повстанцев, отступавший из села Рассказово. В налете участвовали шесть самолетов, сбросившие 200 кг бомб. По оценке командования, действия летного состава были «выше всяческих похвал». От бомб и пулеметного огня погибло или получило ранения около 300 человек. В эскадрилье боевых потерь не было, поскольку по самолетам никто не стрелял, но два аэроплана вышли из строя из-за поломок.

К началу лета 1921 года основные силы повстанческой армии были разгромлены. Количество антоновцев, продолжавших партизанскую войну, сократилось до восьми – девяти тысяч, вооруженных только холодным и легким стрелковым оружием. А численность красноармейской группировки, сосредоточенной против них, достигла 43 тысяч человек при 53 орудиях и 453 пулеметах.

Состав «Боевой эскадрильи» к тому времени также претерпел изменения: теперь в нее входили 6-й, 20-й и 39-й авиаотряды, а также - «авиационное звено особого назначения». По состоянию на 26 июня общая численность самолетов в эскадрилье составляла 25 штук. Хуже всего обстояли дела в 39-м отряде, где на четырех пилотов оставалось всего два боеспособных «Сопвича», остальные были неисправны.

Не неся боевых потерь, эскадрилья жестоко страдала от аварийности. Как правило, аварии обходились без жертв, но, если они происходили на вражеской территории, то участь авиаторов была трагичной. Повстанцы, пережившие воздушные бомбардировки, были беспощадны к пленным летчикам.

Так, 1 июня 1921 года в расположении антоновцев совершил вынужденную посадку двухместный самолет, пилотируемый летчиком Сомме. В качестве пассажира с ним летел начальник оперативного управления Штаба войск Тамбовской губернии Тищенко. Партизаны захватили их в плен, долго били, а потом зарубили саблями и сожгли тела вместе с самолетом.

17 июня летчику Бельману, летевшему на «Фармане» с комиссаром Родионовым, также пришлось садиться на вынужденную из-за поломки мотора. К их несчастью, поблизости оказался отряд повстанцев. Антоновцы окружили самолет, и экипаж, опасаясь пыток, предпочел застрелиться.

Летчику Смирнову и комиссару 1-го артиллерийского отряда Щербакову повезло больше. Еще в марте их самолет из-за отказа двигателя сел в поле возле деревни Большие Талинки. Сразу после посадки авиаторы заметили, что со стороны деревни к ним бежит толпа мужиков, вооруженных охотничьими ружьями, топорами и самодельными пиками. Щербаков со Смирновым успели выскочить из кабины и скрыться в лесу, а затем выйти к своим. Аэроплан был захвачен и сожжен восставшими крестьянами.

6 мая войска Тамбовского района возглавил Михаил Тухачевский. 12 июня он издал о применении против повстанцев химического оружия. Приказ распространялся на артиллерийские и авиационные части. Но летчикам не пришлось участвовать в химической войне против собственного народа из-за отсутствия на складах химических авиабомб.

Авиаторы продолжали сбрасывать обычные «фугаски» и расстреливать повстанцев из пулеметов. Наиболее заметным успехом «Боевой эскадрильи» на заключительном этапе борьбы с «антоновщиной» стало уничтожение большого отряда «зеленых», переправлявшихся на лодках через озеро Змеиное. 4 августа четыре аэроплана атаковали восемь лодок с повстанцами, сбросив на них более 150 кг бомб. Несколько лодок было потоплено, много партизан утонуло.

К осени 1921 года восстание было почти подавлено. В Тамбовской губернии оставалось лишь несколько мелких партизанских отрядов, прячущихся по лесам и не представлявших серьезной угрозы. С одной стороны этому способствовали успешные действия Красной армии, с другой – отмена продразверстки, примирившая большинство крестьян с большевиками и сократившая социальную базу повстанцев. Сам Антонов погиб в бою в июне 1922-го, и это означало конец восстания.

Общий налет «Боевой воздушной эскадрильи» составил 4385 часов. Экипажами было сброшено 4158 кг бомб и 432 кг агитационной литературы. Потери составляли семь самолетов, из которых четыре разбились в авариях, а остальные были уничтожены повстанцами на местах вынужденных посадок. Еще несколько аэропланов получили серьезные повреждения.

В целом, действия авиации на Тамбовщине получили благоприятные отзывы красного командования. Заключение штаба РККВФ гласило: «Авиация для подавления бандитизма незаменима, при достаточной численности она способна подавить большое бандитское движение при незначительном придании пехоты с поддержкой, главным образом, конницы и броневиков».

На заставке: разрисованный инфернальными картинками "Ньюпор-24" из 39-го "Железного" отряда.


Летчики 39-го отряда возле того же "Ньюпора".


Карта распространения Антоновского восстания.


Конный отряд тамбовских повстанцев.


Красные летчики возле легкого бомбардировщика "Де Хэвилленд" DH.4 российской сборки.


Слева - командир "Боевой воздушной эскадрильи" А.Д. Муратов с орденом Красного знамени, полученным за активное участие в подавлении Тамбовского восстания. Справа - один из его подчиненных, летчик Я.И. Южак возле "Сопвича", на борту которого нарисована крылатая женщина с мечом, летящая над заводскими трубами.


Тухачевский на Тамбовском аэродроме вручает ордена летчикам "Боевой эскадрильи".

Tags: ВВС, История, Россия, авиация, гражданская война
Subscribe
promo vikond65 june 23, 2019 16:38 25
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 63 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →