я

Вожделенная копейка



Ровно 50 лет назад, 9 сентября 1970 года, в советские автомагазины впервые поступили в свободную продажу автомобили ВАЗ-2101 "Жигули". Намного позже, уже в начале 90-х, эта машина получила пренебрежительное прозвище "копейка", но тогда, в 70-м, она была символом престижа, красивой жизни и предметом мечтаний десятков миллионов строителей коммунизма. Тем более, что еще более престижную "Волгу" могли себе позволить очень немногие, а импротные автомобили - буквально единицы.

Но и мечты о "Жигулях" для большинства так и остались недостижимыми, поскольку цена автомобиля составляла 5620 рублей, при том что средняя зарплата в СССР в том же 1970 году не превышала 115 рублей в месяц. Таким образом, середнестатистический советский гражданин должен был вкалывать на "Жигуль" ровно четыре года, не тратя при этом ни рубля.

Кстати, экспортная модификация, продававшаяся за границей под брендом Lada, которая иногда поступала в продажу и в советские автомагазины, стоила еще дороже - порядка 7000. Но и качество у нее было гораздо выше, чем у продукции для внутреннего потребления. Внешне такие машины отличались улучшеннной отделкой и комплектацией, в частности - наличием съемных подголовников. Почему-то производители считали, что обычным советским гражданам они не нужны.

Если сопоставить эти цифры с нынешней российской средней зарплатой, то получается, что сейчас аналогичная машинка должна была бы стоить, как минимум, 2 миллиона 200 тысяч рублей! При этом на автомобили не было никаких кредитов и рассрочек, всю сумму требовалось вносить сразу.

Несмотря на столь дикие цены, примерно равные ценам на кооперативные квартиры, спрос на "Жигули" значительно превышал предложение, а Волжский автозавод хронически не справлялся с его покрытием. Поэтому вскоре машина попала в разряд дефицита и стала продаваться только по предварительной записи, либо - по льготным спискам, либо - в валютных "Березках".

Очереди быстро росли и уже к концу 70-х для покупки нового ВАЗа обычным покупателям, не имевшим льгот, привилегий или блата, приходилось ждать по несколько лет. В общем, несмотря на солидные, по советским меркам, объемы производства, достигшие к 1988 году 2,7 миллионов экземпляров (из которых, правда, часть ушла на экспорт, а еще часть - предназначалась для служебного пользования), проблемы автомобилизации СССР "Жигуль" не решил. Да и вряд ли ее вообще можно было решить в условиях отсутствия нормальной рыночной экономики.
promo vikond65 май 18, 11:55 65
Buy for 50 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Авто, История, Общество.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
Что интересно в моей семье это был первый автомобиль.
Папина машина и дедушкина по мамы. Белые "Ноль-первые" с чёрными номерами. На ней я села за руль, на ней я впервые посетила Крым, на ней я поняла, что "мужчина без автомобиля - это не мужчина".

И никогда "Ноль-первую" у нас в семье не наывали "копейкой".

С уважением.
Да и вряд ли ее вообще можно было решить в условиях отсутствия нормальной рыночной экономики. - ну да, зато сейчас решили, ездим исключительно на отечественном, ибо то , "что сделано вашими руками.... ".
Данные о том что на машину можно было накопить за 4ре года сегодня выглядят преимуществом, хоть и купить ее было почти нереально. Сегодня даже на самый бюджетный вариант надо копить десятилетие с учетом средней зп по стране. Сразу предупреждаю, я считаю что плановая экономика не работает, не надо меня записывать в кумачевые.
вы текст читали? Надо было копить, не тратя на остальные нужды ни рубля. Сейчас на машину аналогичного класса таким же способом можно накопить гораздо быстрее. Плюс наличие кредитво и рассрочек
Проблема была не в цене. Деньги что, взял да заработал. Проблема в очереди, да и в ту еще надо измудриться попасть. Тьфу на ентот ваш сицилизьм. Напомнили как мне тачку купить хотелось, а не мог, хотя и денег было.

"Выпускали мало" и "была дорогой" - взаимоисключающие параграфы.
Угу, значит, "выпускали много" и "была дешевой" это тоже взаимоисключающие параграфы?
Про 2.7 миллиона авто, по моему ошибка.
АвтоВАЗ выпускал не больше миллиона вроде!?
Именно. Конвейер классики был под 650-700 тыс/год
Наверное там что-то накопительное. И то странно, если говорить о копейке в 1988.
Даже про 11-13.
Мои родители купили такую году в 75м. При чем, они мне говорили, что их очередь подходила дважды. Уж не знаю, как они так смогли. Но в первый раз что-то не срослось, наверное, денег не хватило.
Как бы... далеко не все хотели "Жигули". "Волги" из персоналок и такси урывали в любом состоянии.
Тазики не переставали, в определенных кругах куркулей суровых мужыков, считаться консервной банкой.
Еще вполне бегали 21-е и даже "Победы", норот не брезговал и запарижскими поделиями.
Особо упоротые "самым железным" считали ижевского "Москвича".

И вообще: "К черту "ЗапорожецЪ", покупаем пасеку!!!" (анекдот)

Edited at 2020-09-09 04:37 am (UTC)