я

Демон блицкрига

5cbb9c4927e7841e9f5d2c1afd8a5d49-1200x0-c-default.jpg

Ровно 85 лет назад, 18 сентября 1935 года, впервые поднялся в воздух прототип пикирующего бомбардировщика Junkers Ju-87 Stuka (акроним Sturzkampfflugzeug - пикирующий боевой самолет), проявившего в первые годы Второй мировой войны высочайшую эффективность и ставшего символом гитлеровского блицкрига.

Эффективность достигалась благодаря исключительной точности бомбометания, которую в свою очередь обеспечивала способность машины пикировать буквально под прямым углом. Стандартно подготовленный пилот "Штуки", успешно сдавший экзамен в летном училище, укладывал бомбу в круг диаметром 20 метров, пикируя с высоты в два-три километра. А наиболее опытные асы попадали в мишень диаметром всего 5-6 метров. Порой отмечались даже прямые попадания в танки.

Дополнительным поражающим фактором бомбардировщика было его психологическое воздействие на противника. Начиная со второй серийной модификации Ju-87В на нем стояли две мощные сирены, приводимые в действие встречным потоком воздуха. При пикировании они издавали оглушительный инфернальный вой, от которого солдаты, подвергшиеся бомбардировке, впадали в ступор или, наоборот, в панику.

Надо заметить, что для самих немцев этот эффект оказался неожиданным. Изначально сирены, которые летчики прозвали "иерихонскими трубами", предназначались не для запугивания неприятеля, а для информирования пилота. По меняющейся тональности звука он должен был на слух определять скорость пикирования, чтобы вовремя вывести машину, не позволяя ей разрушиться от перегрузок.

А в случае, если пилот запаздывал или временно терял сознание от тех же перегрузок, на самолете стояло устройство, которое при достижении критической высоты автоматически выводило машину из пике. Это устройство - так называемый "автомат пикирования" - появилось на "Юнкерсе" впервые в мире.

Также впервые на него установили подкрыльевые тормозные щитки, снижавшие скорость пикирования и позволявшие пилоту целиться более тщательно. Еще одна характерная особенность машины - крыло с изломом в виде буквы W, благодаря которому "Штуку" в начале войны невозможно было спутать ни с чем.

Такая форма позволила увеличить несущую площадь без увеличения размаха, улучшила обзор вниз из кабины летчика и дала возможность укоротить стойки шасси, делая их более легкими. Плата за это - усложнение и удорожание конструкции.

Боевой дебют Ju-87 состоялся в Испании, где он впервые проявил свои снайперские качества, но наивысшего успеха эти машины достигли в Польше, во время блицкрига на Западе и на советско-германском фронте. Кроме того самолет с такими свойствами закономрно оказался очень эффективным противокорабельным оружием, утопившим десятки военных кораблей и сотни транспортных судов.

Впервые экипажи "Юнкерсов" столкнулись с мощным противодействием и понесли большие потери во время Битвы за Британию, а к 1943 году, из-за роста численности и повышения боевых характеристик англо-американских истребителей, потери стали критическими. Поэтому Ju-87 перестали применять за западном ТВД, а потом - и на Средиземноморском.

Но на Восточном фронте, где истребительное и зенитное противодействие было более слабым, эти самолеты применялись вплоть до конца войны, в том числе - в качестве противотанковых штурмовиков с двумя 37-миллиметровыми скорострельными пушками в подкрыльевых контейнерах.

На заставке - Ju-87 немецкого летчика Ханса-Ульриха Руделя после прямого попадания 1000-килограммовой бомбы в советский линкор "Марат".

s11.jpg
Компоновочная схема и чертеж первого прототипа Ju-87 V1. Как видите, изначально этот самолет имел двухкилевое оперение, но оно оказалось недостаточно прочным, из-за чего машина разбилась на испытаниях. На втором прототипе и на всех последующих модификациях ставили однокилевое оперение, хотя, это значительно ухудшило условия работы пулеметчика, который уже не мог стрелять по истребителям, заходящим прямо в хвост.

Stuka-proto960_640.jpg
Заправка топливом второго прототипа.

00016092.jpg
Третий прототип с однокилевым оперением и трехлопастным винтом.

Ju87-V4-Prototype-D-UBIP-WrkN4924.jpg
Четвертый прототип Ju-87V4, ставший эталоном для первой серийной модификации Ju-87А.


Методика пикирования Ju-87 предполагала выполнение полубочки и укладывание самолета "на спину" перед входом в пике. Это позволяло летчику быстро задать крутой угол снижения и постоянно держать цель в поле зрения, но требовало от него изрядного хладнокровия и выносливости.

ju-87.jpg
Образцы окрасок ранних серийных "Штук". Сверху вниз:
Ju-87А из состава легиона "Кондор", воевавшего в Испании.
Ju-87А в довоенном камуфляже Люфтваффе.
Вторая серийная модификация Ju-87В. Самолет участвовал во вторжении в Польшу в сентябре 1939 года.
Ju-87В - участник Балканской и Греческой кампаний весны 1941 года.

Recent Posts from This Journal

  • Плюс восемь миллионов

    А давайте-ка проведем наш жежешный мини-референдум, чтобы выяснить отношение здешней аудитории к произошедшим незаурядным событим. Поскольку тема…

  • Казань брал!

    Ровно 470 лет назад, 2 октября 1552 года, 150-тысячное русское войско штурмом взяло Казань. Казанское ханство было уничтожено, а его территория…

  • Этот разноцветный мир

    Сейчас, наверное, мало кто помнит те времена, когда подавляющее большинство телеприемников показывали лишь "50 оттенков серого". Эпоха…

  • Большая Новороссия

    Облик планеты меняется, меняется прямо сейчас, на наших глазах. Давненько такого не было. Меняется ли он к лучшему? И не приведет ли это к…

  • Часы Апокалипсиса

    "Обе стороны [российская и украинская] нуждаются в мире. На карту поставлена судьба планеты. Я готов возглавить переговорную группу"…

  • Интересное кино

    Сегодня хотел оставить коммент в блоге "коммунистки и патриотки" Дарьи Митиной ака "колобок73" и с удивлением обнаружил, что я…

promo vikond65 май 18, 11:55 65
Buy for 50 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Авиация, Армия.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
Насколько я знаю, это прозвище впервые появилось в книге Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке".
у меня жена как простынет- начинает прихрапывать
жутковато, напоминает именно что пикирующий Юнкерс
а начнешь тормошить- обижается, говорит не мешай мне спать!
не знаю что делать
Картина шикарная!
Руделю наверное маршальское звание присвоили за такое!?
Нет, маршала ему не дали, но Рудель (вроде как), был одним из самых "награждённых" в III рейхе (рыцарский крест с бриллиантами у него был). Линкор "Марат" был серьёзно повреждён (потерял ход, одна башня вышла из строя), но морские баталии на Балтике не предвиделись, а как неподвижная батарея, старичок продолжал обстрел немецких войск оставшимися стволами.
А "Штука" была превосходным бомбером, этого у неё не отнять. Жаль, что советский конструктор Кочергин не довёл до конца свой проект пикировщика. Это был наиболее близкий к Юнкерсу самолёт, с близкими характеристиками по пикированию.
Не знал что звук пикирования издавала специальная сирена
Каким же зверским здоровьем надо обладать, что бы раз за разом терять сознание после пикирования. Повторять так по разу а то и два в день и почти каждый день. На амфетаминах держались или это сказки ?
я думаю,Что разговоры про ниипические физические нагрузки на пилотов "штуки" преувеличены..они по 6 вылетов делали..

Edited at 2020-09-18 12:13 pm (UTC)
Весной 41го,на показе вооружений Рейха ,наши генералы кривили рожи,и брезгливо говорили "зачем нам показывают это старьё.."

В командном составе РККА был перебор идиотов,но ВВС это было просто заповедник уродов..
Ну так довольно медленный самолёт, с неубираемым шасси, к тому же одномоторный! Я думаю, что у командования ВВС РККА были другие приоритеты. Им нужны были многомоторные аппараты, навроде B-17, во всяком случае мечты такие были. А то, что у них не Америка, а как бы сталинский СССР, они видимо забыли.
Да и сейчас на околовоенных форумах некоторые комментаторы тычут пальцем в сторону Запада- "Ах там F-22, там уже 500 F-35!". Забывая при этом, что Россия- довольно бедная страна, по одёжке протягивай ножки.
у нас, вроде, тоже был пикирующий бомбер?
Был. Пе-2 назывался.
Но пикировать на нём мог то ли один, то ли два полка во всех советских ВВС (точнее можете уточнить у хозяина блога, он на этих самолётах- собаку съел). Остальные бомбили, так, по лаптю + -.
С соответствующей эффективностью, разумеется.