Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Category:

Гранитное сердце Франции



Ровно 150 лет тому назад, 19 сентября 1870 года, в ходе Франко-прусской войны началась четырехмесячная осада Парижа немецкими войсками. Это была первая в истории осада столь крупного города с полуторамиллионным населением, которое за счет беженцев увеличилось до двух миллионов. 15 сентября передовые германские отряды достигли парижских предместий, 18-го из столицы Франции вырвался последний поезд, а на следующий день она была полностью блокирована.

Но штурмовать Париж немцы так и не не решились, и на то у них были веские основания. Во-первых, гарнизон города насчитывал почти 350 тысяч человек, а численность германских осадных войск не превышала 120 тысяч. Во-вторых, немцы подвезли к Парижу всего-навсего 622 пушки, а в городе имелось 2627 артиллерийских орудий. Сложно вспомнить какой-то иной пример столь значительного численного превосходства осажденных над осаждавшими.

Казалось бы, при таком соотношении сил французам ничего не стоило вырваться из окружения и разгромить неприятеля, но это можно предположить лишь без учета пресловутого "человеческого фактора". Всё дело в том, что прусские войска, в основном, состояли из опытных, закаленных в боях ветеранов, а в Париже не было ни одного бойца, ранее слышавшего грохот взрывов и свист пуль. Только 60 тысяч солдат и офицеров столичного гарнизона относились к кадровой армии, но и они до подхода немцев к Парижу разу не бывали в боях.

Подавляющее большинство составляли неопытные и плохо обученные ополченцы из Национальной гвардии, а также - жандармы, полицейские, таможенники, лесники, охранники и прочая полувоенная публика, не умевшая, а зачастую не хотевшая воевать. Однако в руках у командующего парижским гарнизоном генерала Трошю, помимо этого сброда, был очень сильный козырь - мощнейшие укрепления, воздвигнутые в 1830-40 годах.

Огромный город, имевший форму сердца, что не раз обыгрывал в своих романах Виктор Гюго, окружали две линии оборонительных сооружений. Первая линия представляла собой цепь из 16 фортов, а вторую - широкий земляной вал, почти целиком состоящий из "зубьев" - бастионов.

Снаружи его усиливала гранитная кладка толщиной до трех метров, способная выдержать долгий артиллерийский обстрел. По гребню вала, за каменным бруствером, проходила мощеная дорога для быстрой переброски подкреплений на угрожаемый участок, а перед ним выкопали широкий и глубокий ров, который при необходимости заполнялся водой из реки Сена.

Такой "Минас-Тирит" побоялись штурмовать даже стальные генералы кайзера, предпочтя держать его в осаде, пока костлявая рука голода не задушит самый креативный город Франции...

FortificationsParis
Карта парижских укреплений по состоянию на 1841 год.
Она же в полном размере

16929v
Панорама парижской окраины, справа внизу видна городская стена.

Porte d'Issey
В мирное время крепостной ров использовался парижанами под огороды, но владельцы этих огородов были предупреждены, что в случае военной угрозы их сарайчики, лук и картошку немедленно затопят.

1359794343-Saint-Ouen-les-fortifications
Участок эскарпной стены в районе Сент-Оуэн.

Curtet

Еще один фрагмент рва и стен.

3365052787
Один из въездов в город. Снимок с моста, перекинутого через ров.

Fort_de_Romainville_
Форт Романвилль, прикрывавший подходы к Парижу с северо-востока.

Fortifications_de_la_porte_de_Versailles_(Paris).jpeg
В конце 19 века через ров по насыпанной дамбе проложили линию городского трамвая.

meudon
Мальчик ловит вкусных и полезных лягушек в затопленном крепостном рву.

French_soldiers_in_the_Franco-Prussian_War_1870-71
Расчет тяжелого орудия одного из парижских бастионов. Пушка большая и солидная, но старая даже по меркам 1870 года.

fortifications-of-paris-with-houses-1887(1)
Парижская фортификация была столь живописна, что под ее обаяние попал еще не до конца съехавший с катушек Винсент Ван Гог.

image7
После Первой мировой войны укрепления Парижа, в основном, были разобраны но кое-где их фрагменты сохраняются до сих пор как памятники обороны города и военной архитектуры XIX века.

Tags: Германия, История, Франция, фортификация, франко-прусская война
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Петровская канава

    Ровно 290 лет назад, 22 октября 1730 года, завершилось строительство Ладожского обводного канала - крупнейшего на тот момент гидротехнического…

  • Мотор-колонна

    Рассказ о ранних "добензиновых" двигателях внутреннего сгорания стоит дополнить описанием самого успешного из них -…

  • Французский катаклизм

    Грех не вспомнить о сегодняшнем славном юбилее: ровно 215 лет назад, 21 октября 1805 года, состоялась знаменитая Трафальгарская битва - одна из…

  • Жми на газ!

    В дополнение к вчерашней заметке о первом в мире работоспособном двигателе внутреннего сгорания не лишним будем вспомнить о другом подобном…

  • Карабахские хроники - 7: экстренно, срочно

    Три часа назад президент Азербайджана Алиев заявил, что сегодня утром азербайджанская армия, форсировав реку Акера, взяла город Зангилан и еще 30…

  • Карабахские хроники - 6

    Азербайджанцы продемонстрировали большое количество трофейной автомобильной техники. Сложно понять, почему армяне при отступлении бросают…

promo vikond65 июнь 23, 2019 16:38 25
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 49 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →