Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

Ты помнишь, как всё начиналось?



На фоне нынешнего бенефиса беспилотников в очередной Карабахской войне не лишним будет вспомнить, что 102 года назад, 4 октября 1918 года, состоялось первое успешное испытание первого в мире ударного самоуправляемого боевого дрона, который был принят на вооружение и выпускался серийно.

Дрон-камикадзе с пышным названием Liberty Eagle ("Орел свободы") спроектировал американский инженер Чарльз Кеттеринг, который был одним из последних изобретателей "многостаночников" типа Кулибина и Эдисона, занимавшихся конструктороской деятельностью в самых разных и не связанных между собой отраслях - от торговой техники до авиации и солнечных батарей.

За свою жизнь Кеттеринг получил 186 патентов, но самыми известными его изобретениями стали автомобильный электростартер и электрический кассовый аппарат. А к разработке "воздушной торпеды", как тогда называли самолеты-снаряды, его сподвигла Первая мировая война, в которую США вступили весной 1917 года.

"Либерти Игл" представлял собой довольно компактный (длина - 3,8 метра, размах - 4,5 метра, масса - 400 кг) бипланчик с четырехцилиндровым бензиновым мотором "Де Пальма" мощностью всего 40 л.с. За характерный звук этого мотора аппарат получил прозвище "Жук" (Bug), под которым он был более известен, чем под помпезным официальным наименованием.

Как и большинство тогдашних аэропланов, "Жук" был целиком сделан из дерева с фанерно-полотняной обшивкой. Для взлета использовалась стартовая тележка, которая разгонялась по рельсам и сбрасывалась после отрыва от земли для повторного использования. Характерная особенность машины - большой установочный угол крыльев в виде буквы "V", служивший повышению поперечной устойчивости.

Но главным средством обеспечения стабильного полета был гироскопический автопилот, связанный с рулями и элеронами. Благодаря ему "Жук" мог пролететь в заданном направлении до 120 километров со скоростью 80 км/ч, а отклонение от цели в конечной точке маршрута не превышало трех километров. Разумеется, такой разброс позволял использовать "Жуков" только против площадных целей типа "крупный город", но в 1918 году, когда аппарат проходил испытания, это сочли нормальным показателем.

Самолет нес 80-килограммовый заряд взрывчатки с контактным взрывателем. В сочетании с крайне низкой точностью попадания это делало "Жука" скорее психологическим, чем реально эффективным оружием. Тем не менее, американских военных машина удовлетворила и они решили использовать ее против германских городов.

В том же месяце были заказаны первые 75 дронов, которые, несмотря на наличие относительно дорогого автопилота и пневматических рулевых машин, обходились американским налогоплательщикам всего по 400 долларов, то есть, примерно в 30 раз дешевле, чем одномоторный легкий бомбардировщик.

Однако 11 ноября война закончилась и ни один "Жук" на фронт так и не попал. До конца года успели сделать 45 или 46 штук, после чего заказ был аннулирован. Из-за этого боевой дебют самолетов-снарядов, причем - не американских, а немецких, состоялся только через четверть века, но это уже совсем другая история

На заставке - полноразмерный макет "Жука" в американском авиамузее.


Кеттеринг в мастерской со своим главным изобретением, которое принесло ему славу и богатство - автомобильным электростартером.


Патентный чертеж "Жука" и гироскоп автопилота, который был на нем установлен. Обратите внимание, что Кеттеринг почему-то решил запатентовать свою "воздушную торпеду" только в 1927 году.


Патентный чертеж автопилота в сборе при виде сверху.


Макет "Жука" с крыльями без обшивки.


Дрон Кеттеринга перед стартом во время летных испытаний.


Серийная сборка "Жуков" на авиазаводе.
Tags: ВВС, Первая мировая, США, авиация, военная техника, дизельпанк, оружие, экзотика
Subscribe
Buy for 30 tokens
Фотографии из супермаркета TOSC в Тоттори. Специально поснимала овощной отдел, там много необычного. Рэнкон - корень лотоса. В Японии его варят, варят, тушат, панируют в сухарях и готовят как темпуру, а также добавляют в салаты. Впервые я попробовала рэнкон в Йокогаме. Там он был маринованным,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 65 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →