Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

Бомбучий голландец



17 октября 1937 года впервые поднялся в воздух "Фоккер" Т.V - последний бомбардировщик, разработанный в Голландии и принятый на вооружение голландских ВВС. Правда, этих бомбардировщиков сделали всего 16 штук, включая прототип. Сложно понять, какой был смысл в постройке столь малого количества боевых машин, которые в любом случае не могли сыграть заметной роли в войне с любым из соседей Нидерландов, за исключением, разве что, Бельгии.

Вероятно, это был просто символический жест с целью продемонстрировать, что у "маленькой, но гордой" страны тоже есть современная бомбардировочная авиация. Впрочем, относительно современная, поскольку конструкция Т.V была весьма архаичной и во многом повторяла разработки Антони Фоккера времен Первой мировой войны.

У него было цельнодеревянное крыло с фанерной обшивкой, обклеенной полотном, такой же стабилизатор и центральная часть фюзеляжа. Хвостовая часть представляла собой прямоугольную сварную ферму из стальных труб, на которую надевались легкие деревянные рамки-опалубки, придававшие фюзеляжу овальную форму. Всё это обшивалось тканью. Из дюралюминия были сделаны только мотогондолы, каркасы рулевых поверхностей и носовая часть фюзеляжа с кабиной штурмана.

Аэродинамика была, в общем, неплохой, благодаря обтекаемым формам, убирающимся стойкам шасси и закрытым кабинам экипажа, но в целом самолет, на мой взгляд, выглядел грубовато и как-то "мужиковато". Английские моторы "Бристоль-Пегасус" мощностью по 830 л.с. обеспечили ему не слишком выдающиеся летно-боевые характеристики: максимальная скорость - 417 км/ч, крейсерская (с бомбами) - 335 к/ч, дальность полета - 1500 км, бомбовая нагрузка - 1000 кг.

"Изюминкой" машины была подвижная установка довольно мощной 20-миллиметровой автоматической пушки "Солотурн" в носовой кабине штурмана, позволявшая использовать Т.V в качестве тяжелого истребителя и даже - эрзац-штурмовика. Поэтому самолет официально считался не бомбардировщиком, а "люфткрузером" - "воздушным крейсером". Кроме того, имелись четыре оборонительных пулемета винтовочного калибра. Экипаж состоял из пяти человек: пилота, штурмана (он же - стрелок носовой пушки) и трех пулеметчиков.

"Люфткрузеры" были сведены в авиагруппу, которая базировалась на аэродроме "Схипхол". В день германского вторжения, 10 мая 1940 года, этот аэродром подвергся внезапной бомбардировке. К тому моменту только 10 из 15 "Фоккеров" были боеспособны, остальные находились в ремонте. Три из них накрыло немецкими бомбами, семи удалось взлететь.

В своем первом боевом вылете "Фоккерам" пришлось выступить в роли истребителей. Встретив группу немецких бомбардировщиков, они атаковали ее и сбили из носовых пушек два самолета. Однако финал этого вылета оказался менее удачным. Один "люфткрузер" сбили по ошибке собственные зенитки, один разбился при посадке, а еще один сразу после приземления расстреляли "Мессершмитты".

Таким образом, через пару часов после начала войны от авиагруппы остались четыре боеготовых самолета. Вскоре им дали задание атаковать захваченный немецкими десантниками аэродром "Окенбург" Налет оказался чрезвычайно успешным: голландцам удалось уничтожить или серьезно повредить около 30 транспортно-десантных "Юнкерсов" Ju-52, кучно стоявших на летном поле. Однако на обратном пути они подверглись атаке "Мессершмиттов", которые сбили один самолет. Из его экипажа только хвостовой пулеметчик успел выпрыгнуть с парашютом, остальные погибли.

Очередной целью стал еще один захваченный германским воздушным десантом аэродром "Ваальхафен". Результат бомбардировки - неизвестен, но известно, что при возвращении "мессеры" сбили еще два "Фоккера". В группе осталась одна машина. Вечером к ней присоединилась еще одна из числа неисправных, которую удалось отремонтировать.

На второй день войны остаткам авиагруппы приказали бомбить захваченный немцами мост через Маас, но по этой малоразмерной цели оба самолета промахнулись. А на отходе их вновь атаковали германские истребители. Одному "люфткрузеру" удалось скрыться в облаках, второго расстреляли, но перед этим кто-то из его пулеметчиков сумел сбить двухмоторный "Мессершмитт-110". Этот эпизод воспроизведен на верхнем рисунке.

Последний "Фоккер" был сбит 13 мая при попытке разбомбить мост в Мёрдийке - пригороде Роттердама. Так в неравной борьбе погибла малочисленная голландская бомбардировочная авиация. Учитывая соотношение сил, подобный финал был закономерен и неизбежен, но надо признать, что сражалась она достойно.


Чертеж "Фоккера" Т.V.


Голландская компоновочная схема Т.V, на которой можно рассмотреть его внутреннее устройство и размещение членов экипажа.


Прототип Т.V в серебристой окраске с довоенными опознавательными знаками. Вооружение еще не установлено, бомболюк открыт.


Серийный Т.V в трехцветном камуфляже.


Стандартная окраска "люфткрузера" с опознавательными знаками, введенными после начала Второй мировой войны.


Шеренга "люфткрузеров" без носовых пушек на авиабазе "Схипхол". У части машин почему-то демонтированы рули поворота.


Т.V возле аэродромных ангаров. На переднем плане - тяжелый двухмоторный истребитель "Фоккер" G.I.


Личный состав голландской бомбардировочной авиагруппы возле одного из Т.V с установленной пушкой.


Экипаж Т.V возле своего самолета.


Неисправный и частично разукомплектованный Т.V, захваченный немцами на аэродроме "Схипхол".
Tags: ВВС, Вторая мировая, Голландия, История, авиация
Subscribe
promo vikond65 june 23, 2019 16:38 25
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments