Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

Французский катаклизм



Грех не вспомнить о сегодняшнем славном юбилее: ровно 215 лет назад, 21 октября 1805 года, состоялась знаменитая Трафальгарская битва - одна из наиболее масштабных и эпичных морских баталий в истории. Это было последнее крупное морское сражение Франции и одновременно последняя крупная морская битва между французами и англичанами, если не считать Мерс-эль-Кебир, напоминавший избиение младенцев. И это сражение французы вместе со своими испанскими союзниками продули "всухую", с разгромным счетом.

Объединенный франко-испанский флот под командованием адмирала Пьера де Вильнёва потерял 22 линкора, из которых только один был потоплен, а остальные сдались. Правда, два сдавшихся затонули на следующий день во время шторма, а еще один выбросило на скалы. Потери в личном составе оценивались в 4395 погибших, 2540 раненых и восемь тысяч пленных, из которых около трех тысяч утонули или пропали без вести в том же шторме. Таким образом, общий безвозвратный урон превышал потери русского флота при Цусиме.

Англичане же не потеряли ни одного корабля, а убыль в экипажах составляла всего 458 убитых и 1208 раненых. При этом британцы начали бой в меньшинстве, имея 27 линкоров и четыре фрегата против 33 линкоров и пяти фрегатов. Однако мастерство и решимость маленького однорукого и одноглазого адмирала Нельсона не только позволили англичанам уравнять шансы, но и обеспечили им решающее преимущество.

Трафальгар поставил финальную точку в многовековых попытках Франции стать сильнейшей морской державой планеты, отвоевав этот почетный титул у "владычицы морей" - Великобритании. Но, несмотря на все старания и отдельные успехи, из этого ничего не вышло. С начала XVIII века все более-менее крупные морские сражения французы неизменно проигрывали. Всё же, как ни крути, а рассуждения геополитиков о географическом детерминизме, теллурократиях и талассократиях, пожалуй, не лишены оснований.

Далее - подборка картин и книжных иллюстраций, дающих наглядное представление как о самой Трафальгарской битве, так и о ее участниках.

Nelson leaving Portsmouth for Victory before Trafalgar
Сцена прощания с адмиралом Нельсоном, отправляющимся на битву, из которой он живым уже не вернется. В центре - его любовница - леди Гамильтон, пожалуй, не менее популярная, чем он сам.

victory
Британский 104-пушечный трехпалубный линкор "Виктори". К 1805 году это был уже очень старый корабль, он проплавал 40 лет, пережив множество бурь и сражений. Однако Нельсон не сомневался в качестве работы английских корабелов и сделал его своим флагманом в предстоящем сражении. Надо сказать, что средний срок службы деревянного боевого корабля (а других в те годы не делали) составлял всего-навсего 10-15 лет.
На строительство "Виктори" ушло 5400 дубов и более 600 деревьев других пород, что примерно эквивалентно 50 гектарам леса. Общая длина его такелажа - свыше 40 километров, а площадь парусов - 6510 квадратных метров.


Испанский четырехпалубный 140-пушечный линкор "Нуэстра Сеньора де ла Сантиссима Тринидад" - крупнейший корабль, принимавший участие в Трафальгарской битве. Получив тяжелые повреждения, он в конце концов спустил флаг и был взят на буксир английским линкором "Принц". Но во время перехода в Англию разыгралась буря, которая порвала буксирный канат. Избитую "Сеньору" унесло в океан и больше ее никто не видел, кроме обитателей подводного мира.

The_Battle_of_Trafalgar_by_William_Clarkson_Stanfield
Трафальгарская битва на картине английского художника Уильяма Кларксона-Стэнфилда, нарисованной "по горячим следам" в 1806 году. Хорошо видно, на сколь коротких дистанциях проходило это сражение. Корабли стреляли почти в упор и порой буквально сталкивались бортами.

Louis-Philippe Crepin, Scene of the Battle of Trafalgar, 1807
А это картина французсколго художника Луи-Филиппа Крепина с тем же сюжетом. Понятное дело, что в центре он изобразил французский корабль, отчаянно отбивающийся от зажавших его с двух стоорон британских линкоров.

186245-stranger
Кульминационный момент боя: "Виктори", ведя огонь с обоих бортов, прорывает кильватерную колонну французских линкоров и разрезает надвое вражеский строй.

large
Лорд Нельсон с адъютантами на палубе "Виктори" во время трафальгарского сражения. Картина Уильяма Оверенда.

Fall_of_Nelson
Геройская гибель Нельсона от пули французского снайпера - едва ли не самый распространенный сюжет английских художников-маринистов XIX века. Я выбрал картину Дениса Диджтона, нарисованную в 1825 году.

NelsonNavy
Британские моряки времен Трафальгара. Слева на переднем плане - матрос, на заднем - сам сэр Горацио Нельсон и его адъютант.
Справа по порядку: офицер морской пехоты, лейтенант флота и два веселых гнома матроса, возвращающихся из паба.
s.11
Французские моряки того же периода: слева - морской пехотинец с мушкетом и корабельным фонарем, справа - матрос с абордажной пикой. В центре - инструменты для чистки, заряжания и разряжания орудий.

poi_2-r-1
"Виктори", превращенный в корабль-музей.

12
Орудийная палуба "Виктори", которая одновременно являлась местом отдыха для матросов, ночевавших без особого комфорта в подвесных брезентовых гамаках вплотную друг к другу. Впрочем, французским матросам было еще "уютнее", поскольку вплоть до середины XIX века им приходилось спать в обнимку, по двое в одном гамаке. Неудивительно, что среди моряков других стран они имели стойкую репутацию лиц нетрадиционной сексуальной ориентации.

HMS_Bedford_lower_deck
Чертеж "спальни" типового британского парусного линкора. Синим помечены гамаки матросов, а красным - морских пехотинцев.

20120124Trflgr-Sect-5-(242-243)-lar
Линкор "Виктори" в разрезе.

2000px-Trafalgar_1200hr
План-схема Трафальгарского сражения. Красный цвет - британские корабли, синий - французские, черный - испанские.
Tags: Англия, История, Франция, наполеоника, оружие, униформа, флот
Subscribe

  • Победа?

    Нынешняя московская ковидная статистика, признаться, радует не меньше, чем она же ужасала полтора месяца назад. Но тогда народ, за исключением…

  • Рельсовые самолеты

    Ровно 100 лет назад, 24 июля 1921 года, под Серпуховом потерпел катастрофу экспериментальный аэровагон, сконструированный 25-летним…

  • Эх, Катюша

    Ровно 80 лет назад, 23 июля 1941 года была принята на вооружение реактивная система залпового огня БМ-13, гораздо более известная по прозвищу…

promo vikond65 october 30, 2012 13:17 382
Buy for 20 tokens
Итак, я Вячеслав Кондратьев, а это мой очередной журнал. Правда, все предыдущие журналы, которые я когда-то делал, либо продолжаю делать, отпечатаны на бумаге: "Крылья Родины", "Авиамастер", "Авиапарк", "Легендарные самолеты"... Из их названий видно, что меня…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 60 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Победа?

    Нынешняя московская ковидная статистика, признаться, радует не меньше, чем она же ужасала полтора месяца назад. Но тогда народ, за исключением…

  • Рельсовые самолеты

    Ровно 100 лет назад, 24 июля 1921 года, под Серпуховом потерпел катастрофу экспериментальный аэровагон, сконструированный 25-летним…

  • Эх, Катюша

    Ровно 80 лет назад, 23 июля 1941 года была принята на вооружение реактивная система залпового огня БМ-13, гораздо более известная по прозвищу…