Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

Долой винт!



Ровно 110 лет назад, 30 октября 1910 года на 2-м Парижском международном авиасалоне всеобщее внимание привлек необычный экспонат - первый в мире безвинтовой самолет, спроектированный и построенный 24-летним румынским изобретателем Анри Коандэ. Из-за отсутствия пропеллера, этот аэроплан зачастую ошибочно называют реактивным, однако, на самом деле он имел обычный четырехцилиндровый поршневой двигатель "Клерже" мощностью 50 лошадиных сил, вращавший, крыльчатку центробежного компрессора.

Крыльчатка размещалась у входа в похожий на ведро кольцевой тоннель, окружавший носовую часть фюзеляжа. Какие-либо средства для создания реактивной тяги на самолете отсутствовали. По образному выражению историка Дмитрия Соболева, он представлял собой всего лишь "очень мощный пылесос" с бензиновым мотором. Хотя Коандэ в патентной заявке предусматривал возможность направления в тоннель компрессора загнутого назад выхлопного коллектора двигателя, на практике это не было реализовано.

За счет четырехкратного повышающего редуктора - мультипликатора крыльчатка могла вращаться со скоростью 4000 оборотов в минуту. Однако этого оказалось недостаточно, чтобы поднять в воздух довольно крупную и тяжелую машину. Она могла только кататься по земле. И хотя спустя много лет изобретатель заявлял, что его самолет якобы летал, никаких доказательств он представить не смог.

Более того, уже в начале XXI века были произведены расчеты, показавшие, что для подъема в воздух самолета Коандэ его компрессор должен был работать, как минимум, на семи тысячах оборотов в минуту, но при такой скорости вращения его разорвало бы центробежной силой. Да и мотор для этого требовался гораздо более мощный. В общем, ситуация примерно та же, что и с мифическим полетом самолета Можайского, которому тоже фатально не хватало тяги.

Кстати, данное в российской Википедии описание силовой установки самолета Коандэ, как якобы имевшей реактивные камеры сгорания, абсолютно не соответствует действительности, равно как и описание его полета "при огромном стечении публики", взятое из журнала "Техника-молодежи" за 1967 год. Вся эта история - чистый вымысел то ли самого Анри Коандэ, то ли автора журнальной статьи. И этим она тоже очень похожа на историю самолета Можайского.


Разрезы самолета Коандэ и его двигательной установки. Этот аэроплан выделялся на общем фоне не только своей оригинальным силовым агрегатом, но и аэродинмической схемой бесстоечного полутораплана с Х-образным хвостовым оперением и дополнительным стабилизатором, точнее - маленьким третьим крылом, поскольку оно имело несущий профиль.


"Псевдореактивный" самолет Коандэ на Парижском авиасалоне. Он был установлен отдельно от прочих экспонатов на втором этаже выставочного павильона. На снимке видна еще одна особенность машины - верхнее крыло с предкрылком.


В том же 1910 году Коандэ сделал еще и аэросани с мотокомпрессорной силовой установкой. На санях она оказалась весьма кстати, поскольку значительно уменьшила габариты машины и позволила избавиться от "мясорубки" воздушного винта, представляющего серьезную угрозу для окружающих.
По циркулирующим на Западе слухам, эти аэросани купил ни кто иной, как великий князь Кирилл Владимирович Романов, однако, подтверждений этому в российских источниках я не нашел.

Tags: История, Франция, авиация, дизельпанк, экзотика
Subscribe

  • Глушим всех!

    Поздравляю бойцов эфирного фронта с их сегодняшним профессиональным праздником - Днем специалистов радиоэлектронной борьбы, который был введен в…

  • Дети Линкольна

    Все-таки, телеграф - отличная вещь! Благодаря ему президент США Авраам Линкольн всего через два часа после капитуляции форта Самтер узнал о том,…

  • Берегитесь мошенников!

    Ровно 115 лет тому назад, 14 апреля 1906 года, братья Райт отправили правительствам Германии, Италии, Японии и России письма с предложением купить…

  • Войны никто не хотел, война была неизбежна

    Ровно 160 лет назад, 12-13 апреля 1861 года, произошло сражение за форт Самтер, открывшее четырехлетнюю историю американской гражданской войны.…

  • Никто же на ны?

    11 апреля 1854 года император Николай Павлович Романов в ответ на объявление 27 марта Великобританией и Францией войны Российской империи издал…

  • Кочевник и шестипалый

    А ведь мало кто помнит, что ровно 780 лет тому назад, 9 апреля 1241 года, у стен силезского городка Лигниц (Легница) произошло крупнейшее и…

promo vikond65 июнь 23, 2019 16:38 25
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments

  • Глушим всех!

    Поздравляю бойцов эфирного фронта с их сегодняшним профессиональным праздником - Днем специалистов радиоэлектронной борьбы, который был введен в…

  • Дети Линкольна

    Все-таки, телеграф - отличная вещь! Благодаря ему президент США Авраам Линкольн всего через два часа после капитуляции форта Самтер узнал о том,…

  • Берегитесь мошенников!

    Ровно 115 лет тому назад, 14 апреля 1906 года, братья Райт отправили правительствам Германии, Италии, Японии и России письма с предложением купить…

  • Войны никто не хотел, война была неизбежна

    Ровно 160 лет назад, 12-13 апреля 1861 года, произошло сражение за форт Самтер, открывшее четырехлетнюю историю американской гражданской войны.…

  • Никто же на ны?

    11 апреля 1854 года император Николай Павлович Романов в ответ на объявление 27 марта Великобританией и Францией войны Российской империи издал…

  • Кочевник и шестипалый

    А ведь мало кто помнит, что ровно 780 лет тому назад, 9 апреля 1241 года, у стен силезского городка Лигниц (Легница) произошло крупнейшее и…