
В дополнение к вчерашней заметке про "крылатый пылесос" Анри Коандэ надо сказать, что вторая разработка этого румынского авиаконструктора была не менее оригинальной. Построенный им во Франции в начале 1911 года летательный аппарат был одним из первых в мире двухмоторных самолетов, однако, винт у него имелся только один. Силовой агрегат представлял собой два семицилиндровых 70-сильных ротативных мотора "Гном-Гамма", установленных по бортам фюзеляжа и вращавших через конический шестеренчатый редуктор большой четырехлопастный пропеллер.
Конструкция планера тоже весьма необычна, тут и тандемные четырехколесные опоры шасси в огромных треугольных обтекатклях, напоминающих широкие юбки, и "подвешенный" на расчалках между крыльями фюзеляж, и Х-образное хвостовое оперение. Впрочем, такое же оперение было и на первом самолете Коандэ. По некоторым данным, изобрететель просто переставил его с одной машины на другую.
Самолет можно было бы назвать монопланом, если бы не дополнительная несущая поверхность, соединявшая обтекатели шасси и игравшая роль нижнего крыла. А верхнее крыло соединялось с колесными опорами двумя стойками из стальных труб. Жесткость конструкции придавали перекрестные ленточные расчалки.
Каркас самолета также был сварен из труб и обтянут полотном. Только передняя часть в районе моторов имела алюминиевую обшивку, а кабина - фанерную. Управление по крену осуществлялось перекашиванием законцовок верхнего крыла (гошированием). Аэроплан выделялся довольно крупными размерами и массой: длина - 13 м, размах - 16,5 м, взлетный вес - 1250 кг.
Кабина вмещала пилота и двоих пассажиров, что по тем временам считалось хорошим показателем. Конструктор рассчитывал, что его творение сможет развивать скорость до 130 км/ч, однако, неясно, оправдался ли этот прогноз, так как данные о результатах летных испытаний не сохранились.
В октябре 1911 года аппарат протестировали в Реймсе французские военные, которым Коанда предложил его в качестве прототипа многоцелевого армейского аэроплана. Но, то ли из-за необычности конструкции, то ли по каким-то иным причинам на вооружение его не приняли. Гражданских покупателей на машину тоже не нашлость и ее дальнейшая судьба неизвестна.



Аэроплан Коанда на испытаниях в Реймсе. В кабине виден пилот и два пассажира. Интересно, что пилот сидит сзади. Также обратите внимание, что самолет оборудован "крылышками", прикрепленными с внешних сторон обтекателей шасси и соединенных с верхним крылом дополнительными стойками. Вероятно, в первоначальном виде подъемная сила аппарата была недостаточной.

Слева: механик регулирует один из двигателей, справа: силовая установка Коандэ на парижской авиавыставке.
Journal information