Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Category:

Понеслось метро по трубам

3277339

Ради сохранения психологического здоровья и душевного равновесия попробуем ненадолго забыть о политике и коронавирусе. Тем более, что сегодня есть повод, который должен быть особенно интересен любителем истории техники и эпохи стимпанка. Ровно 130 лет назад, 4 ноября 1890 года, принц Уэльский, он же - будущий король Эдуард-VII, торжественно открыл движение по самой глубокой линии лондонского метрополитена и одновременно - первой в мире линии метро глубокого заложения с электротягой, получившей официальное название City and South London Railway (C&SLR).


Вы спросите - а при чем тут стимпанк? Ну, во-первых, викторианскую эпоху, когда под землей поехали первые "электрички", традиционно принято относить к этому жанру. А, во-вторых, энергию для них вырабатывали генераторы, приводимые в действие огромными паровыми машинами. Еще одним классическим атрибутом стимпанка было то, что станции новой линии метро освещались газовыми фонарями, так как мощности электрогенераторов хватало лишь на питание локомотивов.

Также надо заметить, что длинное и труднопроизносимое название City and South London Railway в обиходе не прижилось, а лондонцы сразу прозвали новую линию метро просто Tube - "Труба". Прозвище возникло из-за того, что тоннели "трубы" ради экономии и ускорения строительства сделали очень узкими - диаметром всего три метра. Для сравнения, диаметр первых линий глубокого заложения московского метро - пять метров, а более поздних - 5,6, то есть, почти вдвое больше.

Соответственно, маленькими и узкими были станции и подвижной состав. Миниатюрные электровозики буксировали по три деревянных вагончика, каждый из которых вмещал всего по 30 пассажиров. Длина "трубы" поначалу составляла лишь пять километров, на которых располагалось шесть платформ. В дальнейшем ее удлинили до 21 километра, открыв 17 новых станций.

До начала 1920-х годов "труба" работала автономно, но потом ее капитально реконструировали, расширив тоннели и соединив некоторые станции переходами с другими линиями. Таким образом, C&SLR была интегрирована в единую сеть подземных коммуникаций британской столицы. Однако и сейчас ее станции выглядят примерно так же, как во времена королевы Виктории, разве что, на полу вместо досок появилась плитка, а на смену газовым фонарям пришли электролампы.

На заставке - "комбинированный" эшелон, состоящий из представителя самого раннего типа электрических локомотивов лондонского метро, первого образца вагонов C&SLR, более позднего вагона этой линии, сделанного под расширенные тоннели, а также - "большого" вагона для линий неглубокого заложения.

275._City_and_South_London_Gearless_Locomotive
Первый подземный пассажирский электровоз на выезде из депо. Интересно, что локомотивные депо с ремонтными мастерскими C&SLR располагались на поверхности, а электровозы туда поднимали из подземелья специальными лифтами.

Im1894OurRail1-Loco
Чертеж электровоза и сечение тоннеля "Трубы" до реконструкции.

8359029_orig
Пульт управления в кабине электровоза.

Im189908Cass-SLR
Паровая электростанция, обслуживавшая C&SLR. Поначалу планировалось сделать эту линию вообще без локомотивов, а составы буксировать канатными лебедками с приводом от наземных паровых машин. Но уже в процессе строительства приняли более прогрессивное решение.

11670751506_5da9e9cfd9_b
Интерьер вагона "Трубы". Людям, страдающим клаустрофобией, в таких вагонах, наверное, лучше не ездить.

dsc_5322
Раздвижные двери вагонов C&SLR располагались в торцах и выходили на посадочные площадки. На каждой площадке стоял вагоноважатый, который следил за тем, чтобы вагоны не переполнялись сверх норматива, открывал двери и объявлял остановки. Справа - манекены пассажиров в вагоне, являющимся экспонатом лондонского музея общественного транспорта.

Svl9Dg
Одна из станций "Трубы", снимок 1900 года. Оформление очень бедное - простенький кафель, идущие влоль стен наружные кабели, дощатый пол, а единственное украшение - рекламные плакаты. Но газовые светильники уже заменены электрическими, а раньше на станциях было еще темнее.

illustration-stockwell
Станция другого типа - односводчатая, с центральной "островной" платформой. Но тоже всё бедненько и тесновато. Впрочем, по меркам конца XIX века, это считалось чудом техники.

DSCF1074

Только в ходе реконструкции, в ХХ веке, на некоторых станциях "Трубы" появились эскалаторы, а до того пассажирам приходилось спускаться по длинным многопролетным лестницам на глубину более 15 метров. Но кое-где такие лестницы сохранились до сих пор. Справа - один из пешеходных тоннелей C&SLR. Человеческая фигура позволяет оценить его диаметр.
Tags: Англия, История, стимпанк, техника, транспорт
Subscribe

  • Элегантное чудовище

    Ровно 80 лет назад, 6 мая 1941 года, впервые поднялся в воздух самолет ХР-47В - первый прототип американского истребителя Р-47…

  • Курсант Яшка

    Ровно 75 лет назад, 6 мая 1946 года впервые поднялся в воздух учебно-тренировочный самолет Як-18 - одна из самых выдающихся разработок советского…

  • Это уже культ?

    Или пока еще нет? Гляньте новый военно-патриотический клипец и обратите внимание, сколько раз в него вставлен светлый образ нацлидера. Я такого…

promo neferjournal 19:00, yesterday 19
Buy for 30 tokens
Это первый магазин, который открылся осенью прошлого года. Наконец я до него добралась. Сеть позиционирует себя как жесткие дискаунтеры. На логотипе черная птичка на желтом фоне. Как думаете, почему магазин называется Чижик? Сеть принадлежит компании X5 Retail Group. У них есть Перекресток и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 77 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Элегантное чудовище

    Ровно 80 лет назад, 6 мая 1941 года, впервые поднялся в воздух самолет ХР-47В - первый прототип американского истребителя Р-47…

  • Курсант Яшка

    Ровно 75 лет назад, 6 мая 1946 года впервые поднялся в воздух учебно-тренировочный самолет Як-18 - одна из самых выдающихся разработок советского…

  • Это уже культ?

    Или пока еще нет? Гляньте новый военно-патриотический клипец и обратите внимание, сколько раз в него вставлен светлый образ нацлидера. Я такого…