Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

Русский исход



Сегодня - одна из важнейших и довольно прискорбных дат в российской истории. Ровно 100 лет назад, 16 ноября 1920 года, последний пароход под Андреевским флагом отошел от причала Керченского порта, завершив эвакуацию проигравшей гражданскую войну Русской армии барона Врангеля.

Эвакуация началась 12 ноября, после прорыва Красной армией Юшуньских укрепленных позиций на севере Крыма. За пять дней полуостров покинули от 146 до 150 тысяч военнослужащих и гражданских лиц, не считая корабельных команд. Наверное, мало кто из них осознавал, что они уплывают из России навсегда.

В эвакуации принимали участие 126 больших и малых судов, многие из которых были сильно перегружены. Например, на пароходе "Саратов", рассчитанном на 1860 пассажиров, находилось 7056 человек, люди вплотную сидели на палубах и в трюмах. Аналогично выглядели и другие транспорты.

Капитан "Саратова" писал в своем отчете: "Чувство страха, близкое к панике, доминировало над всеми, поэтому каждый устремлялся к пароходу, стараясь всеми способами забраться на него, хотя бы с потерей оставшегося у него скудного и легковесного багажа. Были случаи, когда члены семейств бросали своих родных. Многие, даже почтенного возраста и в чинах, не имея возможности добраться до трапов, взбирались по канатам, оставив на берегу всё свое имущество". Но при этом "войсковые части грузились под командой своих офицеров, в порядке".

Продовольствие на корабли погрузить не успели, поэтому те три-четыре дня, которые длился переход до Стамбула, большинству пассажиров, не захвативших собственной еды, пришлось голодать. Еще хуже было положение с отпрвлением естественных надобностей. На многих транспортах, не предназначенных для перевозки людей, не было туалетов, либо их остро не хватало из-за перегрузки, поэтому трюмные пассажиры буквально "ходили под себя".

Все это усугублялось холодной осенней погодой и качкой, из-за которой многие страдали морской болезнью. Только высший командный состав и чиновники правительственного ранга плыли с комфортом, в отдельных каютах. Для них нашлись и продукты, и даже водка.

На заключительном этапе перехода, когда большинство кораблей уже прибыло в Стамбул, на море разыгрался шторм, погубивший эсминец "Живой". Этот старый эсминец постройки 1902 года из-за поломки машины шел из Керчи на буксире за пароходом "Херсонес", имея на борту 257 донских казаков, кавалеристов Черниговского гусарского полка и членов команды.
В ночь с 19 на 20 ноября буря оборвала буксирный канат и унесла "Живого" в бушующее море. Больше его никто не видел, а люди, погибшие на нем, стали единственными жертвами эвакуации.

Ну а тех, кто поверили в объявленную большевиками амнистию и потому решили остаться в Крыму, ожидала не менее печальная участь. По самой скромной оценке отнюдь не сочувствующего белогвардейцам историка И.С. Ратьковского, не менее 12 тысяч из них были расстреляны. Назывались и гораздо более крупные цифры - 52 тысячи (С.В. Волков, Д.М. Володихин), и даже 120 тысяч (В.П. Петров, А.Г. Зарубин, С.Г, Мельгунов), впрочем, последняя оценка наверняка сильно завышена. К красному террору добавился голод, от которого в 1921-22 годах в Крыму умерло, по разным данным, от 70 до 100 тысяч человек.

В заключение можно добавить, что и руководство Южного фронта РККА, разгромившего армию Врангеля, как говорится, тоже плохо кончило:
Комфронта П.А. Славен (бывший полковник царской армии) - сбежал в Латвию, умер в тюрьме.
Комфронта В.М. Гиттис (бывший полковник царской армии) - расстрелян в 1938-м.
Комфронта П.П. Сытин (бывший генерал-майор царской армии) - растрелян в 1938-м.
Комфронта А.И. Егоров (бывший полковник царской армии, будущий маршал СССР) - расстрелян в 1939-м.
Командир 51-й стрелковой дивизии В.К. Блюхер (будущий маршал СССР) - в 1938-м умер в тюрьме НКВД, предположительно - от пыток.
Из 15 членов Реввоенсовета Южного фронта 8 были расстреляны, 1 умер в тюрьме, 1 умер в психбольнице, 1 покончил с собой.

На заставке - картина Дмитрия Белюкина "Исход".


Врангель в последний раз обращается к своим солдатам на российской территории.


Сцена эвакуации в Севастопольском порту.


Казаки, ожидающие погрузки в Керчи.


Для эвакуации использовались не только гражданские суда, но и военные корабли. На фото - белогвардейцы на палубе одного из них.


Палуба парохода с беженцами и эвакуируемыми белогвардейцами, отплывающего из Ялты в Стамбул.


Последний поход белого флота закончился в Бизерте, на африканском берегу Средиземного моря. На фото - флагман эскадры линкор "Генерал Алексеев" (бывший "Император Александр-III, бывший "Воля") в Бизертском порту, 1923 год.


А это тот самый крейсер "Очаков", переименованный в "Генерала Корнилова", в той же Бизерте. Интересно, что один из первых "кораблей революции" в итоге оказался одним из последних оплотов контрреволюции.


Еще одна сцена в Бизерте начала 1920-х годов - подъем Андреевского флага на броненосце "Георгий Победоносец". Картина неизвестного эмигрантского художника.
Tags: История, Россия, армия, гражданская война, флот
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Совсем долбанулись?

    В Витебской области Белоруссии по случаю Дня Победы для группы местных чиновников устроили театрализованную инсценировку сожжения фашистами…

  • Элегантное чудовище

    Ровно 80 лет назад, 6 мая 1941 года, впервые поднялся в воздух самолет ХР-47В - первый прототип американского истребителя Р-47…

  • Курсант Яшка

    Ровно 75 лет назад, 6 мая 1946 года впервые поднялся в воздух учебно-тренировочный самолет Як-18 - одна из самых выдающихся разработок советского…

Buy for 30 tokens
Это первый магазин, который открылся осенью прошлого года. Наконец я до него добралась. Сеть позиционирует себя как жесткие дискаунтеры. На логотипе черная птичка на желтом фоне. Как думаете, почему магазин называется Чижик? Сеть принадлежит компании X5 Retail Group. У них есть Перекресток и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 177 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal

  • Совсем долбанулись?

    В Витебской области Белоруссии по случаю Дня Победы для группы местных чиновников устроили театрализованную инсценировку сожжения фашистами…

  • Элегантное чудовище

    Ровно 80 лет назад, 6 мая 1941 года, впервые поднялся в воздух самолет ХР-47В - первый прототип американского истребителя Р-47…

  • Курсант Яшка

    Ровно 75 лет назад, 6 мая 1946 года впервые поднялся в воздух учебно-тренировочный самолет Як-18 - одна из самых выдающихся разработок советского…