Category:

Железная птица Юнкерса



Ровно 105 лет тому назад, 12 декабря 1915 года, впервые поднялся в воздух моноплан "Юнкерс" J-1, который нередко называют первым в мире цельнометаллическим самолетом. Однако это неверно. На самом деле к тому времени было построено и испытано уже довольно много аэропланов с металлическими каркасами и фанерной или полотняной обшивкой, а еще в 1909 году американец французского происхождения Джон Муазен построил причудливый летательный аппарат, сделанный целиком из металла.

Правда, он разбился на первом же испытании, пролетев всего лишь 30 метров. Самолет Юнкерса получился гораздо более удачным и перспективным. Он вполне устойчиво держался в воздухе посрамив многочисленных скептиков, утверждавших, что "железяка" не полетит. Однако, железные листы, трубы и штампованные профили, из которых он был сделан, оказались, все же, слишком тяжелым материалом для авиации.

Поэтому самолет, несмотря на довольно мощный, по тем временам, мотор "Мерседес" в 120 л.с., очень медленно набирал высоту, его потолок не превышал 900 метров, а полезная нагрузка составляла всего 110 кг. То есть, он мог поднять только пилота и относительно небольшой запас топлива. Ни о каком военном и гражданском применении J-1 речи не было, но Юнкерс на это и не рассчитывал, самолет был чисто экспериментальным. 

Цельножелезных аэропланов больше не строили, а в качестве основного конструкционного материала в авиастроении утвердился легкий и прочный сплав дюралюминий, он же дюраль. Из него был сделан второй и все последующие самолеты Юнкерса, а также - многие сотни тысяч других самолетов и вертолетов. Только сейчас дюраль постепенно уступает место композинтым материалам на основе пластмасс, но это уже совсем другая история.


Аэроплан Муазена. Порой просто диву даешься, насколько странные конструкции рождались в умах пионеров авиастроения.


Чертеж "Юнкерса" J-1. Аэродинамическая схема этого свободнонесущего бесстоечного и безрасчалочного моноплана с крылом относительно толстого профиля предвосхитила развитие авиастроения на десятки лет вперед.


J-1 перед испытательным полетом.
promo vikond65 март 4, 2023 13:17 39
Buy for 50 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…