Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

Полет призрака



Любой человек, интересующийся историей советской авиации, знает, что в такой же, как сегодня, солнечный и снежный зимний день 15 декабря 1938 года, в первом испытательном полете на первом прототипе нового истребителя И-180 потерпел катастрофу и погиб самый известный и бешено популярный советский летчик довоенной эпохи, живой символ сталинской авиации Валерий Павлович Чкалов.

Об этой катастрофе много спорили в постсоветский период, делая акцент либо на многочисленных странностях и нестыковках в ее описаниях, либо - на том, что она в тогдашних условиях была вполне естественным и даже закономерным явлением.

Однако есть один момент, который в этих спорах не фигурировал, однако, на мой взгляд, именно он вызывает наибольший интерес. До сих пор не найдено ни одной фотографии и ни одного чертежа самолета, на котором погиб (или якобы погиб) Чкалов. Есть только предварительная и очень условная эскизная схема, нарисованная в начале 1938 года. Между тем, хорошо известно, что любой опытный самолет в обязательном порядке и во всех деталях фотографировали на заводе во время постройки, а затем - в готовом виде. Эти фотографии хранятся в архивах, но по "убийце Чкалова" их нет ни одной!

Также нет ни одного фото с места катастрофы, хотя они, опять же, обязательно должны присутствовать в Аварийном акте. Многие историки авиации, например, Михаил Маслов и Владимир Иванов, долго пытались их найти, а заодно и сам акт, но безуспешно. Нет ни того, ни другого. При этом чертежи и фотографии второго, третьего и дальнейших прототипов И-180, построенных уже после гибели Чкалова, имеются в изобилии.

Если бы я был конспирологом, то, возможно, я задал бы вопрос: а был ли мальчик?! Быть может, Чкалова просто "убрали", так как он стал неудобен (много пил, вел себя непредсказуемо, мог сболтнуть лишнее), списав это на мнимую катастрофу никогда не существовавшей машины? Да и вообще, мертвые народные герои для тоталитарных правителей всегда выгоднее живых, так как они уж точно не преподнесут никаких "сюрпризов".

Кроме того, нельзя исключать и версию самоубийства, выданного за авиакатастрофу, поскольку режиму ни в коем случае нельзя было допустить огласки того, что всеобщий любимец советского народа и символ его великих свершений вдруг решил свести счеты с жизнью. Это же не какой-то там декадент Есенин или выпендрежник Маяковский.

В пользу версии, что катастрофа была постановкой (либо ее вообще не было) говорит то, что сразу после смерти Чкалова были арестован директор авиазавода №156, начальник Летно-испытательной станции, начальник 1-го (авиационного) управления Наркомата оборонной промышленности, а также - десятки других работников, имевших отношение к программе создания И-180.

Почти все они были расстреляны или умерли в ГУЛАГе, а с ведущим инженером проекта И-180 М. Лазаревым случилась еще более любопытная история: уже через день после смерти Чкалова он при невыясненных обстоятельствах оказался под колесами электрички.

Разумеется, я не предлагаю вам поверить в приведенную конспирологическую гипотезу, да я и сам в нее не очень-то верю, поскольку даже на фоне советских чудес и фантасмагорий она выглядит чересчур гротескно. А впрочем, как знать, как знать? В нашей стране с непредсказуемым прошлым могло быть всё, что угодно.




Во второй половине 1930-х годов Чкалов в СССР был одной из главных культовых фигур, неимоверно "раскрученных" пропагандой. Из тех, кто еще не лежали в виде пепла в нишах кремлевской стены, он уступал по популярности, пожалуй, только Сталину, Буденному и Ворошилову.


Фрагмент эскизного чертежа первого прототипа И-180 - единственное сохранившееся изображение этой машины, причем - сделанное тогда, когда самой машины еще не существовало.


А вот эту фотку, гуляющую по рунету, часто выдают за снимок катастрофы Чкалова. Однако она не имеет никакого отношения ни к Чкалову, ни к И-180. Это обычный серийный "ишак", разбившийся в аварии еще в 1936 году.
Tags: История, СССР, авиация, катастрофы, политика, тайны
Subscribe

  • Эх, Катюша

    Ровно 80 лет назад, 23 июля 1941 года была принята на вооружение реактивная система залпового огня БМ-13, гораздо более известная по прозвищу…

  • Ну, за газификацию!

    Я давно с интересом наблюдаю за происходящим в соседнем районе "Малая Истра", где я 6 лет назад едва не купил квартиру. И слава богу,…

  • Арматы Булл Рана

    Оценив красоту мундиров участников битвы при Булл Ране, посмотрим, с помощью чего они там выясняли свои суровые взаимоотношения. Американская…

  • Одеться ярко, умереть красиво

    Наверное, многие прочитавшие предыдущий пост обратили внимание, насколько разнообразными по фасоном и расцветкам были мундиры солдат, сошедшихся в…

  • Первая кровь Булл Рана

    Ровно 160 лет назад, 21 июля 1861 года, у речушки Булл Ран состоялось первое крупное сражение американской гражданской войны. Северяне называли…

  • Сюрприз для президента

    Владимир Владимирович, прилетев в своем любимом голубом вертолете на авиасалон МАКС-2021, пару часов назад осмотрел…

promo vikond65 октябрь 30, 2012 13:17 382
Buy for 20 tokens
Итак, я Вячеслав Кондратьев, а это мой очередной журнал. Правда, все предыдущие журналы, которые я когда-то делал, либо продолжаю делать, отпечатаны на бумаге: "Крылья Родины", "Авиамастер", "Авиапарк", "Легендарные самолеты"... Из их названий видно, что меня…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 84 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Эх, Катюша

    Ровно 80 лет назад, 23 июля 1941 года была принята на вооружение реактивная система залпового огня БМ-13, гораздо более известная по прозвищу…

  • Ну, за газификацию!

    Я давно с интересом наблюдаю за происходящим в соседнем районе "Малая Истра", где я 6 лет назад едва не купил квартиру. И слава богу,…

  • Арматы Булл Рана

    Оценив красоту мундиров участников битвы при Булл Ране, посмотрим, с помощью чего они там выясняли свои суровые взаимоотношения. Американская…

  • Одеться ярко, умереть красиво

    Наверное, многие прочитавшие предыдущий пост обратили внимание, насколько разнообразными по фасоном и расцветкам были мундиры солдат, сошедшихся в…

  • Первая кровь Булл Рана

    Ровно 160 лет назад, 21 июля 1861 года, у речушки Булл Ран состоялось первое крупное сражение американской гражданской войны. Северяне называли…

  • Сюрприз для президента

    Владимир Владимирович, прилетев в своем любимом голубом вертолете на авиасалон МАКС-2021, пару часов назад осмотрел…