Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

Каролинский поганец



Ровно 80 лет назад, 19 января 1940 года впервые поднялся в воздух XSB2B-1 - первый прототип палубного пикирующего бомбардировщика Кертисс SB2С "Хеллдайвер", пожалуй, лучшего одномоторного пикировщика Второй Мировой войны.

Название "Хеллдайвер" было традиционным для американских довоенных машин этого класса, до SB2С его его носили еще два самолета, первый из которых появился в 1925 году. Слово Helldiver (в буквальном переводе "адский ныряльщик") на самом деле является американским названием одной из разновидности уток-поганок, а именно - каролинской или пестроклювой поганки. Свое "инфернальное" прозвище она получила за умение отвесно пикировать в воду с большой высоты, охотясь за рыбой.

SB2С тоже умел пикировать под углом, близким к 90 градусов, а для снижения скорости при этом маневре служили большие тормозные щитки на задней кромке крыла, которые раскрывались "зонтом" и оказались весьма эффективными. По словам одного из летчиков-испытателей, при раскрытии щитков, ощущение было такое, "будто с разбегу врезался в стену."

Благодаря продуманной конструкции и мощному 1700-сильному мотору, впоследствии форсированному до 1900 л.с., самолет имел весма приличные летные характеристики и бомбовую нагрузку, достигавшую 2000 фунтов (более 900 кг). Столько же поднимал советский двухмоторный пикировщик Пе-2, но при этом его предельная дальность полета составляла всего 1200 км, а "Хеллдайвер" даже без подвесных баков летал на 1800.

Самолет мог использоваться в качестве штурмовика, для этого у него в крыле имелись четыре крупнокалиберных пулемета, а под крылом можно было подвесить 8 тяжелых 127-миллиметровых ракет HVAR. С 1943 года вместо пулемтов начали устанавливать две 20-миллиметровые пушки.

Для самозащиты служила спарка пулеметов "Браунинг" с огромным боекомплектом (по 2000 патронов на ствол) на механизированной кольцевой турели с гидроприводом. Ничего подобного на советских самолетах времен войны не было. Турели "илов" и "пешек" приводились в действие вручную, за счет мускульной силы стрелка. Для улучшения аэродинамики и расширения зоны обстрела было применено оригинальное решение: перед стрельбой задняя часть фюзеляжа между стрелковой кабиной и килем опускалась и складывалась "гармошкой".

Боевая нагрузка размещалась в закрытом отсеке, вмещавшим две тяжелые 1000-фунтовые (454-кг) бомбы или четыре 500-фунтовых (227 кг). При пикировании они выводились из круга вращения винта с помощью специальных откидных трапеций как на немецком "Юнкерсе" Ju-87. Также машина могла поднять одну 2000-фунтовую бомбу, но из-за ее габаритов створки бомбоотсека при этом оставались открытыми.

Для выдерживания перегрузок при выводе из пикирования самолет обладал повышенной прочностью, что было нелегко совместить со складным крылом, необходимым для того чтобы самолет помещался на платформе стандартного лифта-самолетоподъемника американского авианосца.

В общем, машина была сложная и высокотехнологичная, поэтому неудивительно, что поначалу "Хеллдайвер" страдал целым рядом "детских болезней", а его доводка заняла довольно много времени. На фронт он попал только летом 1943 года, а его боевое крещение стстоялось 11 ноября в налете на японскую ВМБ Рабаул, где "поганкам" удалось потопить эсминец и повредить два крейсера ценой потери всего двух самолетов.

В дальнейшем "Хеллдайверы" сыграли важную роль в войне на Тихом океане. На их счету сотни потопленных японских боевых кораблей и транспортных судов. Кроме того, они активно участвовали в штурмовой поддержке десантных операций. Наиболее знаковыми достижениями SB2С стало участие в потоплении сверхлинкоров "Мусаси" и "Ямато". В "Мусаси" они сумели уложить 20 бомб, а в "Ямато" - 13.

И хотя 1000-фунтовые фугаски не пробивали 20-сантиметровые бронепалубы суперлинкоров, они буквально сметали с нее многочисленные зенитные установки, тем самым облегчая задачу торпедоносцам, отправившим на дно обоих гигантов.

Всего за четыре года серийного производства было построено 7140 "Хеллдайверов" К концу войны они состояли на вооружении 14 американских авианосцев и многочисленных эскадрилий наземного базирования. Помимо США, SB2С применяли летчики семи стран - Франции, Великобритании, Греции, Португалии, Италии, Австралии и Таиланда. Дольше всего они продержались в итальянских ВВС - до 1959 года, дожив до эпохи реактивной сверхзвуковой авиации   
На заставке - второй прототип "Хеллдайвера", проходивший испытания в 1941 году.


Третий прототип с увеличенным вертикальным оперением.


"Хеллдайвер" в полете. Хорошо видны перфорированные закрылки, они же тормозные щитки.


"Хеллдайвер" со сложенными консолями крыла.


"Хеллдайвер" летит в сопровождении истребителя "Хеллкэт". Обратите внимание на высокую посадку пилота в кабине, которая обеспечивала ему отличный обзор.


Современный летный снимок "Хеллдайвера" поздней модификации SB2C-5 с 1900-сильным мотором и беспереплетным фонарем кабины пилота. Гаргрот за стрелковой кабиной опущен, пулеметы в боевом положении.


Зарядка крыльевых пушек.


Кабины пилота и стрелка. Под фонарем виден контейнер с надувной спасательной лодкой.


"Хеллдайвер", вернувшийся из боя, в котором он познакомился с японским зенитным снарядом.

Tags: ВВС, Вторая мировая, История, США, авиация, техника
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Армия праведников

    Ровно 85 лет назад в Японии случился так называемый "инцидент 26 февраля". За этим эвфемизмом скрывается попытка военного переворота,…

  • Когда снаряды были большими

    105 лет назад, 25 февраля 1916 года, вскоре после начала Верденского побоища, немцы захватили французский форт Дуамон - самый крупный и хорошо…

  • Аэробус для Люфтваффе

    Ровно 80 лет назад, 25 февраля 1941 года, впервые поднялся в воздух Мессершмитт Ме-321 "Гигант" - крупнейший в мире…

promo vikond65 июнь 23, 2019 16:38 25
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 127 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal

  • Армия праведников

    Ровно 85 лет назад в Японии случился так называемый "инцидент 26 февраля". За этим эвфемизмом скрывается попытка военного переворота,…

  • Когда снаряды были большими

    105 лет назад, 25 февраля 1916 года, вскоре после начала Верденского побоища, немцы захватили французский форт Дуамон - самый крупный и хорошо…

  • Аэробус для Люфтваффе

    Ровно 80 лет назад, 25 февраля 1941 года, впервые поднялся в воздух Мессершмитт Ме-321 "Гигант" - крупнейший в мире…