Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Category:

Социалистический сверхзвук



Ровно 45 лет назад, 26 декабря 1975 года, в первый коммерческий авиарейс Москва - Алма-Ата отправился первый в мире сверхзвуковой пассажирский авиалайнер Ту-144. Создание и ввод в эксплуатацию этой, безусловно, красивой и претенциозной машины принято считать триумфом и одним из наивысших достижений советского авиапрома.

Однако этот триумф, к сожалению, был чисто пропагандистским, а на практике Ту-144 оказался самолетом неудачным, крайне нерентабельным и в сущности - никчемным. "Аэрофлоту" он не принес ничего, кроме огромных убытков. В результате, всего через два с половиной года после первого рейса все 16 серийных экземпляров авиалайнера вывели из эксплуатации и поставили "на прикол", а впоследствии - списали. Большинство из них отправили в металлолом, а остальные - установили на постаменты в качестве памятников или отправили музеи.

За эти два  с половиной года Ту-144 совершили всего лишь 55 пассажирских авирейсов, перевезя 3280 человек, причем себестоимость перевозки каждого из них в несколько раз превышала продажную цену билета. Такое бессмысленное и безумное расточительство было возможно лишь при командно-административной "социалистической" экономике.

Ту-144 может претендовать на звание самого убыточного и иррационального пассажирского самолета в мире. Его ущербность была обусловлена, в первую очередь, крайне неэкономичными двигателями НК-144. Сверхзвуковую скорость самолета они могли обеспечить только при постоянно включенном форсаже, при этом удельный расход топлива был просто колоссальным.

По топливной эффективности Ту-144 вдвое проигрывал своему англо-французскому конкуренту "Конкорд". Иными словами, на каждый километр пути он расходовал в два раза больше керосина. Кроме того, постоянная работа на форсаже приводила к стремительному износу силовых установок. Рабочий ресурс НК-144 составлял смехотворную для пассажирской авиации величину в 200 летных часов. То есть, через каждые 200 часов Ту-144 требовал полной замены двигателей.

Но и это еще не всё. Расчетный ресурс планера Ту-144 составлял всего-навсего 1000 летных часов и 500 взлетно-посадочных циклов (для сравнения, у "рабочей лошадки" Ту-134 - 55000 часов). Однако на практике они не отработали даже этого. Самый "летучий" экземпляр провел в воздухе всего 497 часов, а средний налет на каждый из 16 серийных экземпляров составил лишь 269 часов.

При этом каждый из 20 построенных "Конкордов" налетал за время их коммерческой эксплуатации в среднем более 12100 часов, то есть, в 46 раз больше, чем среднестатистический Ту-144. А эксплуатация "Конкордов", которая началась почти одновременно с Ту-144, продолжалась на 25 лет дольше, вплоть до 2003 года. За это время самолеты, в отличие от Ту-144, успели себя окупить и принести прибыль своим владельцам.

В общем, если при вас кто-то в очередной раз начнет разглагольствовать о преимуществах "советской социалистическй" экономики над капиталистической, просто дайте ему ссылку на эту заметку. В качестве теста на упоротость.

Проекции Ту-144 в разлиных конфигурациях. Рис. Andrius Vrasinskas


Те самые НК-144, чья прожорливость и недолговечность стали главной причиной провала советской программы сверхзвукового пассажирского самолета.


Интерьер кабины и пассажирского салона Ту-144.


"Конкорд". Внешне - почти близнец Ту-144, но в экономическом плане - совсем другая машина.
Tags: СССР, авиация, политика, пропаганда, транспорт, экономика
Subscribe

  • Есть контакт!

    Вопреки всем завываниям скептиков, всепропальщиков и небратьев, модуль "Наука" успешно пристыковался к МКС! По-моему, это ура,…

  • День командармов

    В 1935 году постановлениями ЦИК и Совнаркома СССР в Красной армии для высшего командного состава были введены воинские звания командармов 1-го и…

  • Русский пергамент

    Ровно 70 лет назад, 26 июля 1951 года в Новгороде случайно обнаружили первую в России берестяную грамоту. С тех пор было найдено более 1200 этих…

  • Варламов жжот напалмом

    Я далеко и не всегда и не во всем согласен с плиточником, но этот его экспрессивный монолог просто великолепен. Как говорится, подписываюсь всеми…

  • Атланты и конкистадоры

    Ровно 525 лет назад, 25 июля 1496 года, завершилось 18-летняя война между Кастильским королевсвом (будущая Испания) и аборигенами Канарских…

  • Пандемия слабоумия

    Как известно, ученые еще в прошлом году установили, что коронавирус разрушает не только легкие, сердце и другие внутренние органы, но и головной…

promo vikond65 october 30, 2012 13:17 382
Buy for 20 tokens
Итак, я Вячеслав Кондратьев, а это мой очередной журнал. Правда, все предыдущие журналы, которые я когда-то делал, либо продолжаю делать, отпечатаны на бумаге: "Крылья Родины", "Авиамастер", "Авиапарк", "Легендарные самолеты"... Из их названий видно, что меня…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 265 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Есть контакт!

    Вопреки всем завываниям скептиков, всепропальщиков и небратьев, модуль "Наука" успешно пристыковался к МКС! По-моему, это ура,…

  • День командармов

    В 1935 году постановлениями ЦИК и Совнаркома СССР в Красной армии для высшего командного состава были введены воинские звания командармов 1-го и…

  • Русский пергамент

    Ровно 70 лет назад, 26 июля 1951 года в Новгороде случайно обнаружили первую в России берестяную грамоту. С тех пор было найдено более 1200 этих…

  • Варламов жжот напалмом

    Я далеко и не всегда и не во всем согласен с плиточником, но этот его экспрессивный монолог просто великолепен. Как говорится, подписываюсь всеми…

  • Атланты и конкистадоры

    Ровно 525 лет назад, 25 июля 1496 года, завершилось 18-летняя война между Кастильским королевсвом (будущая Испания) и аборигенами Канарских…

  • Пандемия слабоумия

    Как известно, ученые еще в прошлом году установили, что коронавирус разрушает не только легкие, сердце и другие внутренние органы, но и головной…