Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

Люфтваффе зажигает



Нынешний Новый год получился каким-то вялым и не очень зажигательным. Куда более громко и размашисто отметили немцы 76 лет тому назад наступление нового 1945 года. Если-бы кто-то решил провести конкурс на самый эффектный новогодний фейерверк, то, пожалуй, главным претендентом на первое место стало бы командование Люфтваффе, организовавшее утром 1 января 1945 года массированный авиаудар по англо-американским аэродромам в Бельгии, Голландии и Франции. Расчет был на то, что после бурного празднования союзники вряд ли сумеют сохранить бдительность и отразить нападение. Однако фокус не удался.

К концу декабря 1944 года немецкое контрнаступление в Арденнах, начатое двумя неделями ранее, стало выдыхаться. Авиация союзников обладала подавляющим численным перевесом и полным господством в воздухе. Под ее непрерывными ударами танковые и мотопехотные части Вермахта были вынуждены замедлить темп наступления, а потом и вовсе остановились, так и не решив поставленных задач.

Чтобы переломить ситуацию, требовалось хотя бы на время вывести из игры англо-американские воздушные силы. Для этого была срочно разработана операция под кодовым названием "Боденплатте" (в переводе - "фундамент" или "опорная плита"), в ходе которой намечалось уничтожить вражескую авиацию на ее аэродромах или, по крайней мере, нанести ей такой урон, который заставят английские и американские ВВС резко снизить боевую активность.

К операции привлекли всё, что смогли наскрести на Западном фронте - 1035 самолетов, в том числе 835 истребителей-бомбардировщиков. К тому времени немецкая штурмовая авиация испытывала острую нехватку летных кадров. Чтобы собрать необходимое количество экипажей пришлось даже привлечь летчиков из эскадрилий ПВО, которые не умели бомбить, а также - инструкторов летных школ и недоучившихся курсантов, еще не прошедших штурманскую подготовку и неспособных ориентироваться на местности. Из этих курсантов сформировали группы, которым было приказано следовать в строю за лидером и бросать бомбы по его команде.

Операция готовилась в строжайшей тайне и это сыграло с немцами злую шутку. О "Боденплатте" не были предупреждены расчеты германской зенитной артиллерии, прикрывавшие стартовые позиции ракет "Фау-1" и "Фау-2" в Голландии. Когда на рассвете зенитчики увидели приближение воздушной армады, они приняли ее за вражескую и открыли ураганный огонь. В результате было сбито, по разным данным, от 17 до 35 "Мессершмиттов" и "Фокке-Вульфов", еще несколько десятков машин получили повреждения. В общем, с самого начала всё пошло наперекосяк. К исходу пятого года войны немецкий "орднунг" уже трещал и разваливался, допуская подобные промахи.

Некоторые группы так и не нашли своих целей, поэтому три из семнадцати намеченных к атаке аэродромов остались невредимыми, а еще три получили лишь незначительные повреждения. Несколько эскадр вышли на цель с опозданием, позволив союзникам поднять в воздух истребители. Вести воздушные бои с подвешенными бомбами немцы не могли и им приходилось либо прорываться, очертя голову, как камикадзе, либо поспешно избавляться от боевой нагрузки, не выполнив задачу.

Впрочем, и в этом случае у пилотов-недоучек почти не было шансов против "Мустангов", "Спитфайров" и "Темпестов". Многие участники налета из-за неопытности оторвались от своих групп и попросту заблудились, выработали горючее и совершили вынужденные посадки где придется, зачастую - на вражеской территории.

Все это вместе взятое привело к тому, что результаты "Боденплатте" оказались для немцев катастрофичными. Некоторые из участвовавших в нем эскадр потеряли до половины летного состава, а общий безвозвратный урон составлял 274 самолета и 213 летчиков, из которых 143 человека погибли, а 70 попали в плен.

Таких потерь за один день и в одной операции германская авиация не имела еще ни разу за всю войну. Для сравнения можно вспомнить, что в первый день операции "Барбаросса" немцы потеряли на всем советско-германском фронте и по всем причинам, включая небоевые, только 78 самолетов. А в первый день западного "Блицкрига", 10 мая 1940 года, - 235, из них 110 боевых и 125 транспортных.

Особенно болезненной была гибель в "Боденплатте" целого ряда опытных пилотов, вроде майора Гюнтера Шпехта, имевшего на счету 34 воздушные победы, в том числе 11 сбитых "Летающих крепостей".

Союзники потеряли 305 самолетов различных типов, уничтоженных на земле, 15 истребителей, сбитых в воздушных боях, и еще шесть, разбившихся по техническим причинам, либо - из-за ошибок пилотирования. Это было менее трех процентов от общей численности англо-американских ВВС на Западноевропейском театре военных действий. Безвозвратные потери летного состава были вообще ничтожны и составляли всего-навсего 11 человек: девять англичан, один американец и один поляк.

Таким образом, союзники потеряли больше техники - 326 машин против 274, но их потери в летных кадрах оказались в 25 раз меньше, чем у немцев. Такое соотношение означало, что операция "Боденплатте" потерпела полный крах, особенно, с учетом десятикратного численного перевеса ВВС антигитлеровской коалиции на Западном фронте.

В итоге, "Боденплатте" стала не опорной, а могильной плитой, накрывшей ударную авиацию Люфтваффе. Но салют на собственных похоронах получился очень впечатляющим.




Немецкие самолеты, принимавшие участие в операции "Боденплатте". Внизу - один из реактивных бомбардировщиков Арадо-234, которые утром 1 января 1945 года нанесли отвлекающий удар по городу Антверпен.

263f1521a98417f983212f42b691c130

31925
Английские истребители-бомбардировщики "Тайфун", сгоревшие при штурмовке аэродрома "Эйдховен". Всего на этой авиабазе было уничтожено 26 "Тайфунов" и четыре истребителя "Спитфайр". Еще один "Спитфайр", успевший взлететь, погиб в воздушном бою с "Фокке-Вульфами". Атака "Эйдховена" - один из наиболее удачных для немцев эпизодов операции "Боденплатте". На большинстве других атакованных аэродромов потери союзников были гораздо меньше.

Metz_Airfield_-_Destroyed_P-47s_Operation_Bodenplatte
Два из двенадцати американских "Тандерболтов", сожженных на аэродроме "Метц-Фрескати".

wpid-wp-1422870069455
Английский связной самолет Авро "Энсон", уничтоженный на аэродроме "Брюссель-Мельсброк".
Далее - самолеты Люфтваффе, сбитые или совершившие вынужденные посадки на вражеской территории в ходе операции "Боденплатте".

black12

Bf-109G14-13.JG53-(W13+-)-Herbert-Maxis-784993-Bodenplatte-1945-00

Messerschmitt
Tags: Англия, ВВС, Вторая мировая, Германия, История, США, авиация
Subscribe

  • Легендарный "Наган"

    126 лет тому назад, 13 мая 1895 года, одним из первых указов царя Николая II на вооружение российской армии был принят бельгийский револьвер…

  • Война на серебре

    Ровно 175 лет назад, 13 мая 1846 года, Соединенные Штаты Америки объявили войну Мексиканской республике. Началась одна из множества захватнических…

  • Замах пана Юзика

    Ровно 95 лет назад, 12 мая 1926 года, главнокомандующий польской армии маршал Юзеф Пилсудский, опираясь на верные ему войска, поднял мятеж против…

promo vikond65 june 23, 2019 16:38 25
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 69 comments

  • Легендарный "Наган"

    126 лет тому назад, 13 мая 1895 года, одним из первых указов царя Николая II на вооружение российской армии был принят бельгийский револьвер…

  • Война на серебре

    Ровно 175 лет назад, 13 мая 1846 года, Соединенные Штаты Америки объявили войну Мексиканской республике. Началась одна из множества захватнических…

  • Замах пана Юзика

    Ровно 95 лет назад, 12 мая 1926 года, главнокомандующий польской армии маршал Юзеф Пилсудский, опираясь на верные ему войска, поднял мятеж против…