Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

Люфтваффе зажигает



Нынешний Новый год получился каким-то вялым и не очень зажигательным. Куда более громко и размашисто отметили немцы 76 лет тому назад наступление нового 1945 года. Если-бы кто-то решил провести конкурс на самый эффектный новогодний фейерверк, то, пожалуй, главным претендентом на первое место стало бы командование Люфтваффе, организовавшее утром 1 января 1945 года массированный авиаудар по англо-американским аэродромам в Бельгии, Голландии и Франции. Расчет был на то, что после бурного празднования союзники вряд ли сумеют сохранить бдительность и отразить нападение. Однако фокус не удался.

К концу декабря 1944 года немецкое контрнаступление в Арденнах, начатое двумя неделями ранее, стало выдыхаться. Авиация союзников обладала подавляющим численным перевесом и полным господством в воздухе. Под ее непрерывными ударами танковые и мотопехотные части Вермахта были вынуждены замедлить темп наступления, а потом и вовсе остановились, так и не решив поставленных задач.

Чтобы переломить ситуацию, требовалось хотя бы на время вывести из игры англо-американские воздушные силы. Для этого была срочно разработана операция под кодовым названием "Боденплатте" (в переводе - "фундамент" или "опорная плита"), в ходе которой намечалось уничтожить вражескую авиацию на ее аэродромах или, по крайней мере, нанести ей такой урон, который заставят английские и американские ВВС резко снизить боевую активность.

К операции привлекли всё, что смогли наскрести на Западном фронте - 1035 самолетов, в том числе 835 истребителей-бомбардировщиков. К тому времени немецкая штурмовая авиация испытывала острую нехватку летных кадров. Чтобы собрать необходимое количество экипажей пришлось даже привлечь летчиков из эскадрилий ПВО, которые не умели бомбить, а также - инструкторов летных школ и недоучившихся курсантов, еще не прошедших штурманскую подготовку и неспособных ориентироваться на местности. Из этих курсантов сформировали группы, которым было приказано следовать в строю за лидером и бросать бомбы по его команде.

Операция готовилась в строжайшей тайне и это сыграло с немцами злую шутку. О "Боденплатте" не были предупреждены расчеты германской зенитной артиллерии, прикрывавшие стартовые позиции ракет "Фау-1" и "Фау-2" в Голландии. Когда на рассвете зенитчики увидели приближение воздушной армады, они приняли ее за вражескую и открыли ураганный огонь. В результате было сбито, по разным данным, от 17 до 35 "Мессершмиттов" и "Фокке-Вульфов", еще несколько десятков машин получили повреждения. В общем, с самого начала всё пошло наперекосяк. К исходу пятого года войны немецкий "орднунг" уже трещал и разваливался, допуская подобные промахи.

Некоторые группы так и не нашли своих целей, поэтому три из семнадцати намеченных к атаке аэродромов остались невредимыми, а еще три получили лишь незначительные повреждения. Несколько эскадр вышли на цель с опозданием, позволив союзникам поднять в воздух истребители. Вести воздушные бои с подвешенными бомбами немцы не могли и им приходилось либо прорываться, очертя голову, как камикадзе, либо поспешно избавляться от боевой нагрузки, не выполнив задачу.

Впрочем, и в этом случае у пилотов-недоучек почти не было шансов против "Мустангов", "Спитфайров" и "Темпестов". Многие участники налета из-за неопытности оторвались от своих групп и попросту заблудились, выработали горючее и совершили вынужденные посадки где придется, зачастую - на вражеской территории.

Все это вместе взятое привело к тому, что результаты "Боденплатте" оказались для немцев катастрофичными. Некоторые из участвовавших в нем эскадр потеряли до половины летного состава, а общий безвозвратный урон составлял 274 самолета и 213 летчиков, из которых 143 человека погибли, а 70 попали в плен.

Таких потерь за один день и в одной операции германская авиация не имела еще ни разу за всю войну. Для сравнения можно вспомнить, что в первый день операции "Барбаросса" немцы потеряли на всем советско-германском фронте и по всем причинам, включая небоевые, только 78 самолетов. А в первый день западного "Блицкрига", 10 мая 1940 года, - 235, из них 110 боевых и 125 транспортных.

Особенно болезненной была гибель в "Боденплатте" целого ряда опытных пилотов, вроде майора Гюнтера Шпехта, имевшего на счету 34 воздушные победы, в том числе 11 сбитых "Летающих крепостей".

Союзники потеряли 305 самолетов различных типов, уничтоженных на земле, 15 истребителей, сбитых в воздушных боях, и еще шесть, разбившихся по техническим причинам, либо - из-за ошибок пилотирования. Это было менее трех процентов от общей численности англо-американских ВВС на Западноевропейском театре военных действий. Безвозвратные потери летного состава были вообще ничтожны и составляли всего-навсего 11 человек: девять англичан, один американец и один поляк.

Таким образом, союзники потеряли больше техники - 326 машин против 274, но их потери в летных кадрах оказались в 25 раз меньше, чем у немцев. Такое соотношение означало, что операция "Боденплатте" потерпела полный крах, особенно, с учетом десятикратного численного перевеса ВВС антигитлеровской коалиции на Западном фронте.

В итоге, "Боденплатте" стала не опорной, а могильной плитой, накрывшей ударную авиацию Люфтваффе. Но салют на собственных похоронах получился очень впечатляющим.




Немецкие самолеты, принимавшие участие в операции "Боденплатте". Внизу - один из реактивных бомбардировщиков Арадо-234, которые утром 1 января 1945 года нанесли отвлекающий удар по городу Антверпен.

263f1521a98417f983212f42b691c130

31925
Английские истребители-бомбардировщики "Тайфун", сгоревшие при штурмовке аэродрома "Эйдховен". Всего на этой авиабазе было уничтожено 26 "Тайфунов" и четыре истребителя "Спитфайр". Еще один "Спитфайр", успевший взлететь, погиб в воздушном бою с "Фокке-Вульфами". Атака "Эйдховена" - один из наиболее удачных для немцев эпизодов операции "Боденплатте". На большинстве других атакованных аэродромов потери союзников были гораздо меньше.

Metz_Airfield_-_Destroyed_P-47s_Operation_Bodenplatte
Два из двенадцати американских "Тандерболтов", сожженных на аэродроме "Метц-Фрескати".

wpid-wp-1422870069455
Английский связной самолет Авро "Энсон", уничтоженный на аэродроме "Брюссель-Мельсброк".
Далее - самолеты Люфтваффе, сбитые или совершившие вынужденные посадки на вражеской территории в ходе операции "Боденплатте".

black12

Bf-109G14-13.JG53-(W13+-)-Herbert-Maxis-784993-Bodenplatte-1945-00

Messerschmitt
Tags: Англия, ВВС, Вторая мировая, Германия, История, США, авиация
Subscribe

  • Тайна Арцеулова

    Ровно 105 лет назад, 24 октября 1916 года русский летчик, внук знаменитого художника Айвазовского, корнет Константин Арцеулов впервые в истории…

  • Бывают в жизни совпадения

    Ровно 80 лет назад, 24 октября 1941 года, германские войска после двухдневных уличных боев захватили Харьков - мегаполис с миллионным населением и…

  • Всемирный день военной авиации

    Такого праздника, как известно, не существует, но его вполне можно было бы ввести и отмечать сегодня, поскольку 23 октября 1911 года итальянский…

Buy for 30 tokens
Победа известна своими закидонами. Однажды я уже пользовалась услугами этой авиакомпании, тогда все прошло без эксцессов. В этот раз со мной произошел странный эпизод. У Победы платная онлайн-регистрация, я сделала это бесплатно в аэропорту. Предъявила рюкзак, он реально небольшой, все ок.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 69 comments

  • Тайна Арцеулова

    Ровно 105 лет назад, 24 октября 1916 года русский летчик, внук знаменитого художника Айвазовского, корнет Константин Арцеулов впервые в истории…

  • Бывают в жизни совпадения

    Ровно 80 лет назад, 24 октября 1941 года, германские войска после двухдневных уличных боев захватили Харьков - мегаполис с миллионным населением и…

  • Всемирный день военной авиации

    Такого праздника, как известно, не существует, но его вполне можно было бы ввести и отмечать сегодня, поскольку 23 октября 1911 года итальянский…