
Начало здесь.
14 января 1881 года, после победы в битве при Сан-Хуан - Чоррильосе, чилийцы надеялись, что перуанцы, "получив хороший урок", перестанут упорствовать и сдадут свою столицу без боя. Но они ошиблись. Главком Пьерола приказал своему поредевшему и потрепанному войску закрепиться на линии Мирафлорес и удерживать ее насколько хватит сил.
Этот последний рубеж перуанской обороны представлял собой цепочку из шести каменно-земляных артиллерийских редутов, соединенных невысокими каменными стенками. Однако линия была недостроена. Стену между пятым и шестым редутами соорудить не успели, а шестой редут отделяло от гор трехкилометровое открытое пространство, по которому его можно было обойти. Перуанцы намеревались, хотя бы, заминировать эту местность, но тоже не успели.
Таким образом, оборона линии Мирафлорес изначально была безнадежным мероприятием, тем более что 13 января Пьерола потерял всю свою полевую артиллерию и более половины армии. У него осталось примерно 11 тысяч штыков и лишь 19 пушек, заранее расставленных на редутах и не принимавших участия в предыдущем сражении. Всего три тысячи перуанских бойцов представляли собой остаток довоенной кадровой армии, а остальные - новобранцы и ополченцы: рабочие, рыбаки, ремесленники, студенты и мелкие торговцы.
Чилийские силы подсчитаны гораздо более точно: генерал Бакедано имел в своем распоряжении 12787 солдат и офицеров при 80 орудиях и восьми митральезах. К этому надо добавить орудия броненосцев "Бланко Энкалада" и "Уаскар", а также - парового корвета "О`Хиггинс" и канонерки "Пилькомайо". В общем, перевес чилийцев в огневой мощи был подавляющим, но перуанцы все-же решили драться. Непонятно, на что они надеялись, возможно - на чудо, однако, чуда не произошло.
В полдень 15 января чилийцы при поддержке артиллерии пошли на штурм перуанских позиций, сконцентрировав силы против двух правых редутов и одновременно обходя их с незащищенного правого фланга. Когда чилийская пехота приблизилась примерно на 400 метров, перуанцы открыли огонь, но чилийцы упрямо шли вперед, перешагивая через трупы и корчившихся от боли раненых. Им удалось ворваться в правофланговые редуты и вступить в рукопашную. Пьерола, видя угрозу прорыва, приказал перебросить часть войск с противоположного фланга на помощь атакованным редутам.
Примерно через час после начала сражения на укреплениях дрались около 4500 чилийцев против 3800 перуанцев. На стороне чилийской армии был не только численный перевес, но и гораздо более высокий уровень боевой подготовки, а потому победа закономерно осталась за ними. Около трех часов дня 5-й и 6-й редуты пали, а остатки их гарнизонов бежали. Не сбавляя темпа, чилийцы атаковали 3-й и 4-й редуты, которые им тоже вскоре удалось зачистить и захватить стоявшие там пушки.
Видя это, перуанский главнокомандующий снова решил что битва проиграна. И, в общем-то, он был прав. Хотя 1-й и 2-й редуты, стоявшие у берега, еще не подверглись атакам, их гарнизоны несли большие потери от огня чилийской корабельной артиллерии, а шансов выстоять под массированнм ударом чилийской пехоты у них уже не было.
Поэтому Пьерола отправил туда курьеров с приказом об отступлении, а сам, не дожидаясь его исполнения, ускакал вместе со свитой в Лиму, фактически бросив остатки своей армии. Получив приказ, защитники 1-го и 2-го редутов взорвали орудия и ушли. Утомленные многочасовым боем чилийцы их не преследовали. Примерно в 19 часов они захватили городок Мирафлорес, где отдельные группы перуанских военных и ополченцев в последний раз пытались обороняться.
На этом сражение завершилось. Дорога к перуанской столице, до которой оставалось всего несколько километров, была открыта. При обороне линии Мирафлорес перуанцы потеряли, по приблизительной оценке (официальных данных нет) от 3000 до 3200 человек убитыми и пропавшими без вести. Количество раненых - неизвестно. Статистика противоположной стороны снова гораздо точнее: Согласно официальным данным, потери чилийской армии - 502 человека убитыми и 1622 - ранеными.
На заставке - один из редутов линии Мирафлорес ведет огонь по врагу.

Карта перуанских укреплений на оборонительных линиях Сан-Хуан - Чоррильос (внизу) и Мирафлорес (вверху).

Перуанцы в обороне, вдали видны атакующие чилийцы. Интересно, что форма у них практически одинаковая. И те, и другие следовали французской моде.

Чилийсккое полевое орудие под огнем выдвигается на передовую позицию. Справа на переднем плане - погибший перуанский артиллерийский расчет.

Захваченный участок линии Мирафлорес, любительский акварельный рисунок чилийского офицера - участника сражения. Этот фрагмент стены защищали перуанцы в мундирах из неокрашенного полотна.
Journal information