Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

Последний бой, он трудный самый



Итак, подходит к финалу наше долгое, начатое еще в июле прошлого года, повествование о событиях Франко-прусской войны, приуроченное к ее 150-летию. 18 января 1871 года завершилось последнее крупное полевое сражение этой войны. Исход его был вполне закономерен: французы в очередной раз проиграли.

К середине января, после того как Луарская армия генерала Шанзи была разбита в сражении у Божанси, а потом окончательно добита в битве у Ле-Мана, во Франции остались только две значительные воинские группировки: 300-тысячный гарнизон осажденного Парижа и 140-тысячная Восточная армия генерала Бурбаки. Это была такая же "армия перманентной мобилизации", как и Луарская, то есть, она почти целиком состояла из ополченцев и новобранцев с крайне низким уровнем боевой подготовки.

Однако за неимением лучшего ее решили ввести в бой. Перед Бурбаки поставили задачу: идти на помощь осажденной крепости Бельфор, которая упорно сопротивлялась уже несколько месяцев, снять с нее осаду, а потом - двигаться на север, к франко-германской границе, чтобы перерезать тыловые коммуникации находящихся во Франции прусских войск и лишить их снабжения.

План был в принципе разумным, но слабая боеспособность Восточной армии сделала его невыполнимым. В результате, он провалился уже на начальном этапе. 15 января, совершив долгий и утомительный 300-километровый пеший марш по заснеженным дорогам, войско Бурбаки с юго-запада приблизилось к Бельфору. За время марша оно сократилось со 140 до 110 тысяч человек за счет заболевших, отставших и дезертиров.

В 10 километрах от крепости, у городка Херикур, путь ему преградил прусский армейский корпус генерала фон Вердера численностью примерно 45 тысяч человек. Несмотря на подавляющее численное превосходство, французам не удалось прорвать оборону, все их атаки были отбиты. Если бы в этот момент по немцам с тыла ударил гарнизон Бельфора, то это поставило бы их в критическое положение, но из-за отсутствия связи и несогласованности действий войска, сидевшие в крепости, так и не решились на вылазку. Они слышали канонаду, но не понимали, что происходит.

А 16 января Бурбаки получил развединформацию, что на подмогу фон Вердеру с северо-запада быстро движется 70-тысячная прусская армия фельдмаршала Мантейфеля. После ее прибытия Восточная армия оказалась бы в клещах. Понимая, что противостоять сразу двум вражеским армиям он не сможет, Бурбаки скомандовал немедленно прекратить атаки и отступать на юго-запад по той же дороге, по которой он пришел к Бельфору. Однако Мантейфель его опередил. 18 января пути отхода были перерезаны.

При попытке деблокады Бельфора французы потеряли примерно 1500 человек убитыми и 6500 ранеными, однако, помимо этого, они продолжали нести потери от болезней, обморожений и дезертирства. Зимой 1870-71 годов стояли необычные для Франции морозы. По ночам температура опускалась до минус 20 градусов, а днем стабильно держалась в районе минус 10. Французы, не имевшие полноценного зимнего обмундирования, жестоко страдали в своих тонких шинелях, ботиночках и кепи.

Из-за этого к началу последней декады января в Восточной армии осталось примерно 85 тысяч уставших, замерзших и деморализованных бойцов, прижатых Мантейфелем к швейцарской границе. Бурбаки решил что вступление в бой с такими силами означает неминуемый разгром, поэтому 23 января он отдал приказ уходить в Швейцарию, а сразу после этого отказался от поста командарма, сдав полномочия своему заместителю - генералу Кленшану.

26 января он от отчаяния совершил попытку самоубийства, выстрелив из револьвера себе в голову, но даже в этом не преуспел - ранение оказалось не смертельным. Тем временем Восточная армия пересекла границу и разоружилась перед швейцарцами, сдав 64 тысячи винтовок, 60 тысяч единиц холодного оружия, 285 орудий, 11 тысяч лошадей, несколько тысяч повозок и большое количество другого имущества.

По договору, заключенному Кленшаном с швейцарскими властями, его армия была интернирована до конца войны, а после войны солдат и офицеров отпустили, но всё вооружение, боеприпасы и лошадей швейцарцы оставили себе, заплатив французам символическую денежную компенсацию.

В результате этой катастрофы у Франции больше не осталось полевых войск для продолжения войны, за исключением небольших разрозненных группировок общей численностью примерно 60 тысяч человек, которые уже никак не могли повлиять на ситуацию и были способны только на партизанские действия. Немцам ликвидация Восточной армии обошлась в 1847 убитых, умерших от ран и пропавших без вести солдат и 81 офицера.


Генералы Бурбаки, Кленшан и фон Вердер.


Немцы отражают атаку армии Бурбаки под Бельфором.


Немецкое подкрепление движется на передовую под отеческим взором фон Вердера, наблюдающего за боем со своей гнедой кобылы.


Отступление Бурбаки от Бельфора сильно напоминало отступление Наполеона из России в 1812 году.


Французы, перейдя границу, сдают оружие швейцарцам.
Tags: Германия, История, Франция, армия, катастрофы, франко-прусская война
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Тяжко жить, ребята, кровососу Святу

    Вчера посмотрел последнюю серию мини-сериала "Вампиры средней полосы", который оказался очень неплох, хотя и весьма неоднороден.…

  • Времена сквозь призму технологий - 2

    Начало ЗДЕСЬ СТИМПАНК (поджанр - ТЕСЛАПАНК) Родоначальник таймпанка. С ним всё понятно: викторианская эпоха, промышленная революция, господство…

  • Время сквозь призму технологий

    В комментах то и дело вновь и вновь звучат упреки о том, что я, дескать, неправильно употребляю термины "стимпанк",…

  • Совсем долбанулись?

    В Витебской области Белоруссии по случаю Дня Победы для группы местных чиновников устроили театрализованную инсценировку сожжения фашистами…

  • Элегантное чудовище

    Ровно 80 лет назад, 6 мая 1941 года, впервые поднялся в воздух самолет ХР-47В - первый прототип американского истребителя Р-47…

  • Курсант Яшка

    Ровно 75 лет назад, 6 мая 1946 года впервые поднялся в воздух учебно-тренировочный самолет Як-18 - одна из самых выдающихся разработок советского…

promo vikond65 june 23, 2019 16:38 25
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 42 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal

  • Тяжко жить, ребята, кровососу Святу

    Вчера посмотрел последнюю серию мини-сериала "Вампиры средней полосы", который оказался очень неплох, хотя и весьма неоднороден.…

  • Времена сквозь призму технологий - 2

    Начало ЗДЕСЬ СТИМПАНК (поджанр - ТЕСЛАПАНК) Родоначальник таймпанка. С ним всё понятно: викторианская эпоха, промышленная революция, господство…

  • Время сквозь призму технологий

    В комментах то и дело вновь и вновь звучат упреки о том, что я, дескать, неправильно употребляю термины "стимпанк",…

  • Совсем долбанулись?

    В Витебской области Белоруссии по случаю Дня Победы для группы местных чиновников устроили театрализованную инсценировку сожжения фашистами…

  • Элегантное чудовище

    Ровно 80 лет назад, 6 мая 1941 года, впервые поднялся в воздух самолет ХР-47В - первый прототип американского истребителя Р-47…

  • Курсант Яшка

    Ровно 75 лет назад, 6 мая 1946 года впервые поднялся в воздух учебно-тренировочный самолет Як-18 - одна из самых выдающихся разработок советского…