Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Category:

Налетели на Небло



Конечно, все знают, как бескомпромиссно и целеустремленно СССР боролся с фашизмом. Гораздо менее известно, как активно и взаимовыгодно СССР в довоенные годы сотрудничал с фашистской Италией в авиации, судостроении, производстве оружия и в целом ряде других отраслей.

А вспомнил я об этом, потому что сегодня - годовщина печального события: 6 февраля 1938 года потерпел катастрофу крупнейший советский дирижабль "СССР В-6 Осоавиахим", построенный по проекту генерала итало-фашистской армии Умберто Нобиле, которому сам Муссолини присвоил звание "почетного фашиста".

Вот, что писал о нем в 1928 году известный большевицкий агитатор Влалимир Маяковский:
Фашистский генерал на полюс рьяно лез.
На Нобиле благословенье папское.
Не карту полюса с собой он вез, а крест,
Громаднейший крестище и шампанское.
Аэростат погиб, спаситель - самолет.
Отдавши честь рукой в пуховой варежке,
Предав друзей, вонзивших когти в лед,
Бежал как трус фашистский генералишка.

Однако Нобиле считался одним из ведущих мировых специалистов в области дирижаблестроения, а советское руководство в начале 1930-х годов решило наряду с авиационной создать еще и дирижабельную промышленность. Но своих спецов не было, поэтому уже в 1931 году генерал получил официальное приглашение приехать в СССР и организовать в подмосковном городе Долгопрудный завод по производству дирижаблей. Никакие "непримиримые идейные разногласия", о которых постоянно трубила советская пресса, этому не помешали.

В следующем году, получив разрешение Муссолини, Нобиле с группой итальянских инженеров и квалифицированных рабочих прибыл в Долгопрудный и сразу развил бурную деятельность. Уже в 1933 году по его проекту и под его руководством был построен первый в Советском Союзе дирижабль полужесткого типа "СССР В-5", а в следующем - гораздо более крупный трехдвигательный "СССР В-6" длиной 104 метра, способный перевозить до 20 членов экипажа и пассажиров.

Этот воздушный корабль считался флагманом советского дирижаблестроения. В 1937 году он установил мировой рекорд продолжительности беспосадочного полета, продержавшись в воздухе 130 часов, то есть, более пяти суток, и пройдя за это время 4800 километров по замкнутому маршруту.

Однако вернемся в роковую февральскую ночь 1938 года, когда "Осоавиахим" совершал полет над Карелией из Москвы в Мурманск. Это был пробный полет перед предстоявшей дирижаблю операцией по спасению эскпедиции Папанина со льдины, дрейфовавшей в районе Северного полюса.

Но до Мурманска В-6 не долетел, его подвела невнимательность экипажа и безобразное качество полетных карт, имевших мало общего с реальной географией. Согласно карте, дирижабль летел над обширной болотистой равниной, поэтому из-за низкой облачности и снегопада высота была небольшой - всего порядка 200 метров.

Лишь в последне секунды перед гибелью воздухоплаватели увидели сквозь пургу, как прямо перед ними неожиданно выросла неотмеченная на карте гора высотой более 400 метров. Времени на маневры у них уже не было. Дирижабль врезался в эту гору с неблагозвучным названием Небло и взорвался. Погибли все 13 человек, находившихся в основной гондоле, выжили только шестеро мотористов, сидевшие в задних мотогондолах.

Так нелепо погиб крупнейший дирижабль Советского Союза. "Фашистский генералишка" к тому времени уже отработал свой пятилетний контракт и вернулся в Италию. А в 1939 году вышло постановление о прекращении строительства дирижаблей в СССР. Надувные воздушные корабли были признаны бесперспективными, а долгопрудненский дирижабельный завод перепрофилировали на выпуск аэростатов заграждения для ПВО, которые в Кремле сочли гораздо более полезными на будущей войне.

На заставке - Умберто Нобиле в форме генерала итальянских ВВС и его советское детище - дирижабль "Осоавиахим".


"Советско-фашистский" дирижабль выглядел довольно внушительно, хотя, он был гораздо меньше таких гигантов как американский "Акрон" и германский "Гиденбург". Но судьба всех трех оказалась одинаково печальной.


"Осоавиахим" и толпа провожающих перед стартом. На заднем плане - другой дирижабль "СССР В-7", также построенный по проекту Нобиле. Вскоре он сгорит в ангаре от удара молнии.


"Осоавиахим" в полете.


Колумбарий погибших аэронавтов на Новодевичьем кладбище.


Обломки "Осоавиахима" на лесистых склонах горы Небло находили еще в послевоенные годы.
Tags: История, Италия, СССР, воздухоплавание, дизельпанк, катастрофы
Subscribe

  • Тайна Арцеулова

    Ровно 105 лет назад, 24 октября 1916 года русский летчик, внук знаменитого художника Айвазовского, корнет Константин Арцеулов впервые в истории…

  • День империи

    Странно, что никто не вспомнил про сегодняшний российский юбилей. А ведь ровно 300 лет назад, 22 октября 1721 года, Правительственный сенат…

  • Прожорливый малыш

    Ровно 55 лет назад, 21 октября 1966 года, впервые поднялся в воздух Як-40 - пассажирский лайнер для местных авиалиний, который за небольшие…

Buy for 30 tokens
Победа известна своими закидонами. Однажды я уже пользовалась услугами этой авиакомпании, тогда все прошло без эксцессов. В этот раз со мной произошел странный эпизод. У Победы платная онлайн-регистрация, я сделала это бесплатно в аэропорту. Предъявила рюкзак, он реально небольшой, все ок.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 153 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Тайна Арцеулова

    Ровно 105 лет назад, 24 октября 1916 года русский летчик, внук знаменитого художника Айвазовского, корнет Константин Арцеулов впервые в истории…

  • День империи

    Странно, что никто не вспомнил про сегодняшний российский юбилей. А ведь ровно 300 лет назад, 22 октября 1721 года, Правительственный сенат…

  • Прожорливый малыш

    Ровно 55 лет назад, 21 октября 1966 года, впервые поднялся в воздух Як-40 - пассажирский лайнер для местных авиалиний, который за небольшие…