Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

Горбатый смертник



Ровно 80 лет назад, 27 февраля 1941 года, начались государственные испытания самолета Ил-2. Интересно, что постановление о его запуске в серийное производство было издано еще 14 декабря 1940 года, а в феврале 1941-го воронежский авиазавод №18 выдал первые серийные экземпляры. Недостатки, выявленные в ходе испытаний, планировалось устранять непосредственно в ходе серийного выпуска.

СССР бешеными темпами готовился к "хорошей войне", как ее назвал товарищ Шахов из тогдашнего пропагандистского фильма "Великий гражданин". Однако ставка на Ил-2, сделанная накануне этой "хорошей войны", на мой взгляд, оказалась ошибочной. В реальной войне Ил-2 проявил себя как малоэффективная боевая машина, а штурмовые авиаполки, вооруженные этими самолетами, несли огромные и неоправданные потери.

Пожалуй, не будет преувеличением заявление, что ресурсы, затраченные на производство, обслуживание и ремонт десятков тысяч "Илов", а также - на подготовку и содержание их экипажей, намного превосходили тот урон, который эти самолеты нанесли противнику в ходе боевых действий. Таким образом, Ил-2 фактически принес больше пользы Германии и ее союзникам, чем Советскому Союзу.

Однако при этом он был самым массовым боевым самолетом не только в СССР, но и во всех странах - участницах Второй мировой войны. Это один из трагических парадоксов системы, установившейся в России в 1917 году.

Концепция Ил-2 была изначально устаревшей, поскольку его броневая защита рассчитывалась на противодействие пулям винтовочного калибра, а к тому моменту, когда самолет приняли на вооружение и запустили в серийное производство, все германские истребители уже оснащались пушками. И фронтовая ПВО Германии основывалась уже не на пулеметах, а на 20-миллиметровых скорострельных зенитных пушках, от которых противопульная броня "Илов" не спасала.

Но при этом восемь центнеров броневой стали (почти столько же весил мотор!), которые приходилось носить штурмовику, значительно снижали его летные характеристики, делая самолет удобной мишенью как для зенитчиков, так и для истребителей. Она же ограничивала бомбовую нагрузку, а следовательно - боевую эффективность. Фактически от бронекорпуса Ил-2 было больше вреда, чем пользы.

Недостатки "летающего танка" можно перечислять и описывать еще долго, однако, это уже сделано в многочисленных более ранних публикациях. Замечу лишь, что популярность этой машины у советского военно-политического руководства (вспомним знаменитую фразу Сталина "Ил-2 нужен фронту как воздух, как хлеб!"), абсолютно неадекватная ее реальной боевой ценности, основывалась исключительно на самообмане и вере в фальшивые рапорты, согласно которым "Илы" десятками жгли вражеские танки, а немецкие солдаты, едва их увидев, в панике разбегались, истошно вопя "Шварце тод!!!"

На самом деле эти бравурные отчеты были очень далеки от реальности, но в них хотелось верить, поэтому в них верили. И в результате, ущербный самолет, более опасный для собственных пилотов, чем для противника, продолжали штамповать в огромных количествах вплоть до конца войны на радость немецким асам, которые за счет "русиш цементбомберов" быстро наращивали свои боевые счета.

Конечно, кое-кто, прочитав эту заметку, поспешит обвинить меня в "очернительстве и злопыхательстве", но я бы посоветовал просто подумать и возразить по существу, ежели такие возражения найдутся.

Ил-2 в летнем и зимнем камуфляжах 1941 года. Машина, изображенная на верхнем рисунке, была уничтожена на аэродроме Бобруйска в первый день войны, не успев сделать ни одного боевого вылета.


Серийное производство бронекорпусов Ил-2. Видно, насколько тонкими были эти стальные скорлупки, но при том весили они совсем не мало - 780 кг.


Модель неокрашенного Ил-2 военного выпуска, на которой хорошо видно, какие части машины изготовлялись из металла, а какие - из дерева. Деревянные консоли крыла и хвостовая часть фюзеляжа делали наличие брони и вовсе бессмысленным. Немцам даже не надо было целиться в бронекорпус, достаточно всадить один-два снаряда в крыло или в хвост, чтобы почти со стопроцентной гарантией превратить "летающий танк" в нелетающий. А выглядело это так:



Tags: ВВС, Великая Отечественная, СССР, авиация
Subscribe

  • Откуда в поляках испанская грусть?

    Ровно 210 лет назад, 16 мая 1811 года, на следующий день после того как от испанской колониальной империи откололся Парагвай (о чем в Мадриде…

  • Коба Южной Америки

    Ровно 210 лет назад, 15 мая 1811 года на планете Земля возникло новое государство, впрочем, о его существовании в других странах узнали нескоро, а…

  • Красные крылья Ямато

    15 мая 1938 года завершился рекордный полет японского самолета Гасуден "Кокен" под управлением пилота Юдзо Фудзиты. Взлетев 13 мая, этот…

promo vikond65 июнь 23, 2019 16:38 25
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 519 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Нет ли здесь оскорбления ветеранов?

этот ветеран уже давно умер..
есть ли ему аутентичные памятники?

a_vot_i_liberal

2 months ago

slava2171

2 months ago

vakhnenko

2 months ago

a_vot_i_liberal

2 months ago

slava2171

2 months ago

a_vot_i_liberal

2 months ago

vikond65

2 months ago

jno2004

2 months ago

mvksim

2 months ago

viacheslav_sn

2 months ago

chzelectro

2 months ago

Тут встает вопрос — а можно ли было что-то штамповать вместо Ил'ов? Способное летать на массовом и всеядном АМ-38, производиться массово и решать задачи на поле боя?

Конечно, можно поставить вопрос о целесообразности "летающей артиллерии" вообще, но тут уж что было — то было.

P.S. Немецкие 20-мм зенитки я бы не переоценивал. Это не "Квадмаунты" и не "Бофорсы" с их силовыми приводами и стабилизированными прицелами. Немецкие Флаквирлинги — это в основном "Ганс! Шнеллер вращай хитрый штучка-ручка, пока еще не все улетели!"
Тут встает вопрос — а можно ли было что-то штамповать вместо Ил'ов?

тут встает еще один вопрос — может быть лучше было вообще ничего не штамповать? бездействие может быть выгоднее действия

fonzeppelin

2 months ago

mvksim

2 months ago

fonzeppelin

2 months ago

mvksim

2 months ago

fonzeppelin

2 months ago

mvksim

2 months ago

fonzeppelin

2 months ago

mvksim

2 months ago

zjama35

2 months ago

yabarmalei

2 months ago

mvksim

2 months ago

yabarmalei

2 months ago

mvksim

2 months ago

max_27

2 months ago

zjama35

2 months ago

max_27

2 months ago

zjama35

2 months ago

max_27

2 months ago

zjama35

2 months ago

max_27

2 months ago

zjama35

2 months ago

max_27

2 months ago

zjama35

2 months ago

e1_bueno

2 months ago

fonzeppelin

2 months ago

zjama35

2 months ago

fonzeppelin

2 months ago

zjama35

2 months ago

vakhnenko

2 months ago

shuttenkirk

2 months ago

Сергей_Ф

2 months ago

vikond65

2 months ago

Сергей_Ф

2 months ago

vikond65

2 months ago

vikond65

2 months ago

fonzeppelin

2 months ago

75dc287ea30b451

2 months ago

vakhnenko

2 months ago

fonzeppelin

2 months ago

75dc287ea30b451

2 months ago

mvksim

2 months ago

vikond65

2 months ago

vakhnenko

2 months ago

renkey_74

2 months ago

а это правда, что попасть из него бомбами во врага можно было только случайно?
Естественно, он же не мог пикировать и у него не было бомбардировочного прицела, поэтому бомбить приходилось даже не "на глазок", а наобум.

fonzeppelin

2 months ago

max_27

2 months ago

vikond65

2 months ago

fonzeppelin

2 months ago

vikond65

2 months ago

thagastan

2 months ago

Pyr Johns

2 months ago

vakhnenko

2 months ago

vikond65

2 months ago

zjama35

2 months ago

zjama35

2 months ago

vikond65

2 months ago

blade_g

2 months ago

ingeneergarin

2 months ago

vikond65

2 months ago

al_datr

2 months ago

mvksim

2 months ago

al_datr

2 months ago

mvksim

2 months ago

al_datr

2 months ago

А кому-нибудь попадались негативные отзывы по концепции штурмовика от летчиков, летавших на Ил-2?
А то мне как-то больше позитивных попадалось, да и броню часто хвалят.
Есть такой термин "ошибка выжившего". Тысячи погибших пилотов Ил-2 уже ничего не могли рассказать об их боевой эффективности.

al_datr

2 months ago

vikond65

2 months ago

marauder_ii

2 months ago

vikond65

2 months ago

marauder_ii

2 months ago

vikond65

2 months ago

xfire119

2 months ago

al_datr

2 months ago

xfire119

2 months ago

al_datr

2 months ago

Pyr Johns

2 months ago

ehidina

2 months ago

slava2171

2 months ago

а где вариант со стрелком ?
Вариант со стрелком таскал всего 400 кг боевой нагрузки. В 2,5 раза меньше, чем "Фокке-Вульф" или "Тайфун".
Сегодня становится абсолютно очевидным, что коммунистическая пропаганда врала на 100%, всегда и во всём. И все эти "легендарные" советские вундервафли, катюши, т-34, ил-2 и прочая хрень были осталыми и неэффективными.
Войну выиграл народ, вопреки коммунистическим упырям.

Deleted comment

takoe_nebo

2 months ago

Pyr Johns

2 months ago

А были ли у этой машины более пригодные конкуренты?
Какая машина, на ваш взгляд, могла бы с большим успехом заменить ИЛы в составе ВВС ?
Пардон, не увидел комментарий выше
Надо понимать, что на февраль 1941 года — Ил-2 машина довольно узкой ниши, штурмовая авиация не первая по значимости.

В "как воздух, как хлеб" нужную основную ударную машину в глазах военно-политического руководства она превратится осенью 1941 года.

Тогда командование ВВС КА разгромлено в чистках, сидит и смерти ждет. Какая эффективность у Ил-2 никто не только не знает, но и знать не может.
По отчетам эффективность была ого-го. Поэтому Сталин и считал Ил-2 чуть ли не вундерваффе.

jim_garrison

2 months ago

vikond65

2 months ago

fonzeppelin

2 months ago

vikond65

2 months ago

jim_garrison

2 months ago

vikond65

2 months ago

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal России! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Deleted comment

Кстати, у И-15бис и И-153 при использовании в качестве штурмовиков относительные боевые потери были гораздо ниже, чем у Ил-2.

Deleted comment

vikond65

2 months ago

Deleted comment

vikond65

2 months ago

Deleted comment

vikond65

2 months ago

e1_bueno

2 months ago

Третью Мировую войну РФ не переживёт!🤔😔
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Откуда в поляках испанская грусть?

    Ровно 210 лет назад, 16 мая 1811 года, на следующий день после того как от испанской колониальной империи откололся Парагвай (о чем в Мадриде…

  • Коба Южной Америки

    Ровно 210 лет назад, 15 мая 1811 года на планете Земля возникло новое государство, впрочем, о его существовании в других странах узнали нескоро, а…

  • Красные крылья Ямато

    15 мая 1938 года завершился рекордный полет японского самолета Гасуден "Кокен" под управлением пилота Юдзо Фудзиты. Взлетев 13 мая, этот…