Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

Горбатый смертник



Ровно 80 лет назад, 27 февраля 1941 года, начались государственные испытания самолета Ил-2. Интересно, что постановление о его запуске в серийное производство было издано еще 14 декабря 1940 года, а в феврале 1941-го воронежский авиазавод №18 выдал первые серийные экземпляры. Недостатки, выявленные в ходе испытаний, планировалось устранять непосредственно в ходе серийного выпуска.

СССР бешеными темпами готовился к "хорошей войне", как ее назвал товарищ Шахов из тогдашнего пропагандистского фильма "Великий гражданин". Однако ставка на Ил-2, сделанная накануне этой "хорошей войны", на мой взгляд, оказалась ошибочной. В реальной войне Ил-2 проявил себя как малоэффективная боевая машина, а штурмовые авиаполки, вооруженные этими самолетами, несли огромные и неоправданные потери.

Пожалуй, не будет преувеличением заявление, что ресурсы, затраченные на производство, обслуживание и ремонт десятков тысяч "Илов", а также - на подготовку и содержание их экипажей, намного превосходили тот урон, который эти самолеты нанесли противнику в ходе боевых действий. Таким образом, Ил-2 фактически принес больше пользы Германии и ее союзникам, чем Советскому Союзу.

Однако при этом он был самым массовым боевым самолетом не только в СССР, но и во всех странах - участницах Второй мировой войны. Это один из трагических парадоксов системы, установившейся в России в 1917 году.

Концепция Ил-2 была изначально устаревшей, поскольку его броневая защита рассчитывалась на противодействие пулям винтовочного калибра, а к тому моменту, когда самолет приняли на вооружение и запустили в серийное производство, все германские истребители уже оснащались пушками. И фронтовая ПВО Германии основывалась уже не на пулеметах, а на 20-миллиметровых скорострельных зенитных пушках, от которых противопульная броня "Илов" не спасала.

Но при этом восемь центнеров броневой стали (почти столько же весил мотор!), которые приходилось носить штурмовику, значительно снижали его летные характеристики, делая самолет удобной мишенью как для зенитчиков, так и для истребителей. Она же ограничивала бомбовую нагрузку, а следовательно - боевую эффективность. Фактически от бронекорпуса Ил-2 было больше вреда, чем пользы.

Недостатки "летающего танка" можно перечислять и описывать еще долго, однако, это уже сделано в многочисленных более ранних публикациях. Замечу лишь, что популярность этой машины у советского военно-политического руководства (вспомним знаменитую фразу Сталина "Ил-2 нужен фронту как воздух, как хлеб!"), абсолютно неадекватная ее реальной боевой ценности, основывалась исключительно на самообмане и вере в фальшивые рапорты, согласно которым "Илы" десятками жгли вражеские танки, а немецкие солдаты, едва их увидев, в панике разбегались, истошно вопя "Шварце тод!!!"

На самом деле эти бравурные отчеты были очень далеки от реальности, но в них хотелось верить, поэтому в них верили. И в результате, ущербный самолет, более опасный для собственных пилотов, чем для противника, продолжали штамповать в огромных количествах вплоть до конца войны на радость немецким асам, которые за счет "русиш цементбомберов" быстро наращивали свои боевые счета.

Конечно, кое-кто, прочитав эту заметку, поспешит обвинить меня в "очернительстве и злопыхательстве", но я бы посоветовал просто подумать и возразить по существу, ежели такие возражения найдутся.

Ил-2 в летнем и зимнем камуфляжах 1941 года. Машина, изображенная на верхнем рисунке, была уничтожена на аэродроме Бобруйска в первый день войны, не успев сделать ни одного боевого вылета.


Серийное производство бронекорпусов Ил-2. Видно, насколько тонкими были эти стальные скорлупки, но при том весили они совсем не мало - 780 кг.


Модель неокрашенного Ил-2 военного выпуска, на которой хорошо видно, какие части машины изготовлялись из металла, а какие - из дерева. Деревянные консоли крыла и хвостовая часть фюзеляжа делали наличие брони и вовсе бессмысленным. Немцам даже не надо было целиться в бронекорпус, достаточно всадить один-два снаряда в крыло или в хвост, чтобы почти со стопроцентной гарантией превратить "летающий танк" в нелетающий. А выглядело это так:



Tags: ВВС, Великая Отечественная, СССР, авиация
Subscribe

  • Хитрый Марик

    Сегодня господин Солонин выложил на Ютуб вторую часть своего "бомбического" расследования катастрофы польского президентского борта,…

  • Да здравствует авиация Марса!

    Пока на Земле творится чорт знает что, с соседнего небесного тела приходят куда более оптимистичные новости. Сегодня там успешно совершил свой…

  • Зародыш ласточки

    Ровно 80 лет назад, 18 апреля 1941 года, впервые поднялся в воздух Ме-262V-1 - первый прототип реактивного истребителя Мессершмитт Ме-262…

promo vikond65 june 23, 2019 16:38 25
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 519 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Хитрый Марик

    Сегодня господин Солонин выложил на Ютуб вторую часть своего "бомбического" расследования катастрофы польского президентского борта,…

  • Да здравствует авиация Марса!

    Пока на Земле творится чорт знает что, с соседнего небесного тела приходят куда более оптимистичные новости. Сегодня там успешно совершил свой…

  • Зародыш ласточки

    Ровно 80 лет назад, 18 апреля 1941 года, впервые поднялся в воздух Ме-262V-1 - первый прототип реактивного истребителя Мессершмитт Ме-262…