Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

Яркий и смертоносный



Ровно 75 лет назад, в начале марта 1946 года, впервые поднялся в воздух первый американский реактивный истребитель-бомбардировщик Рипаблик F-84 "Тандерджет". Позже он стал первым в мире реактивным самолетом, оснащенным системой дозаправки в воздухе, и первым легким одноместным самолетом, приспособленным для применения ядерного оружия.

"Тандерджет" был спроектирован Александром (Сандро) Картвели - бывшим подданным Российской Империи, а впоследствии - политэмигрантом и одним из наиболее успешных американских авиаконструкторов середины ХХ века. Через четыре года после начала испытаний его "Тандерджеты" вступили в бой с советскими истребителями в небе Кореи.

F-84 был весьма удачной машиной, он развивал скорость 1000 км/ч и в стандартной конфигурации (с двумя топливными баками на концах крыла) мог доставить две тонны боевой нагрузки на дальность более 1000 километров. Для ведения воздушного боя у него имелись шесть крупнокалиберных пулеметов.

В Корее "Тандерджеты" совершили 86 408 боевых вылетов, сбросив 55 тысяч тонн бомб и шесть тысяч тонн напалма. Боевые потери составляли 249 самолетов (64 - в воздушных боях, остальные - от огня зенитной артиллерии). Таким образом, одна потеря приходилась на 347 боевых вылетов  - весьма достойный показатель. По американским оценкам, более половины всех наземных целей, уничтоженных ВВС США в ходе Корейской войны, были поражены "Тандерджетами"

Правда, в воздушных боях F-84 проявил себя гораздо хуже. Согласно американским данным, "Тандерджетам" удалось сбить всего восемь советских МиГ-15 и один корейский Як-9. При этом советскими данными подтверждаются лишь три победы над "Мигами", таким образом, соотношение потерь и побед - 16:1. Впрочем, это неудивительно, поскольку "Тандерджет" с его прямым крылом был самолетом более раннего поколения, чем МиГ-15. К тому же, "Миги", как правло, атаковали машины, груженные бомбами и ракетами.

"Тандерджет" стал самым массовым истребителем-бомбардировщиком на раннем этапе развития реактивной авиации. Всего было построено 4480 таких самолетов в пяти модификациях. Значительное их число ушло на экспорт. В частности, 489 машин приобрела Турция, 335 - Франция, 256 - Италия, 240 - Дания, 234 - Греция, 231 - Югославия, 213 - Бельгия, 200 - Норвегия и 125 - Португалия. Дольше всего прослужили португальские "Тандерджеты". Еще в начале 1970-х годов они применялись в Африке против ангольских и мозамбикских повстанцев.


Первый прототип "Тандерджета" в испытательном полете.

"Тандерджеты" различных скуадронов ВВС США и греческая машина. Еще в конце Второй мировой войны американцы отказались от камуфлирования боевых самолетов с металлической обшивкой и с тех пор американские летчики соревновались друг с другом в яркости раскрасок своих боевых машин. Советские самолеты 1950-х годов, на которых запрещалось рисовать что-либо, кроме бортового номера, выглядели гораздо скромнее.


В качестве ракетоносца "Тандерджет" мог нести до 32 неуправляемых ракет HVAR калибра 127 миллиметров. Но обычно их брали по 20, а на концах крыла крепили дополнительные топливные баки.


Подготовка "Тандерджета" к боевому вылету в Корее. Под самолет подвешивают 1000-фунтовые (454 кг) бомбы.


"Тандерджеты" в полете без боевой нагрузки.


Один из сохранившихся до наших дней летных экземпляров.


Еще один F-84, сохраненный в авиамузее.
Tags: ВВС, История, Корея, США, авиация
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Небесный юбилей — 10

    Продолжаем наш краткий обзор сегодняшних выдающихся авиадат. 8 февраля 1999 года, когда мне стукнуло 34 года, вышел на летные испытания Ту-334…

  • Небесный юбилей — 9

    После моего рождения день 8 февраля еще более упрочил свою авиационую репутацию. В честности, 8 февраля 1967 года, когда мне исполнилось два года,…

  • Небесный юбилей — 8

    8 февраля 1951 года, за 14 лет до моего рождения, начались летные испытания французского экспериментального самолета "Ледюк 0.16"…

promo vikond65 март 4, 2023 13:17 39
Buy for 50 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 95 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal

  • Небесный юбилей — 10

    Продолжаем наш краткий обзор сегодняшних выдающихся авиадат. 8 февраля 1999 года, когда мне стукнуло 34 года, вышел на летные испытания Ту-334…

  • Небесный юбилей — 9

    После моего рождения день 8 февраля еще более упрочил свою авиационую репутацию. В честности, 8 февраля 1967 года, когда мне исполнилось два года,…

  • Небесный юбилей — 8

    8 февраля 1951 года, за 14 лет до моего рождения, начались летные испытания французского экспериментального самолета "Ледюк 0.16"…