Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

Яркий и смертоносный



Ровно 75 лет назад, в начале марта 1946 года, впервые поднялся в воздух первый американский реактивный истребитель-бомбардировщик Рипаблик F-84 "Тандерджет". Позже он стал первым в мире реактивным самолетом, оснащенным системой дозаправки в воздухе, и первым легким одноместным самолетом, приспособленным для применения ядерного оружия.

"Тандерджет" был спроектирован Александром (Сандро) Картвели - бывшим подданным Российской Империи, а впоследствии - политэмигрантом и одним из наиболее успешных американских авиаконструкторов середины ХХ века. Через четыре года после начала испытаний его "Тандерджеты" вступили в бой с советскими истребителями в небе Кореи.

F-84 был весьма удачной машиной, он развивал скорость 1000 км/ч и в стандартной конфигурации (с двумя топливными баками на концах крыла) мог доставить две тонны боевой нагрузки на дальность более 1000 километров. Для ведения воздушного боя у него имелись шесть крупнокалиберных пулеметов.

В Корее "Тандерджеты" совершили 86 408 боевых вылетов, сбросив 55 тысяч тонн бомб и шесть тысяч тонн напалма. Боевые потери составляли 249 самолетов (64 - в воздушных боях, остальные - от огня зенитной артиллерии). Таким образом, одна потеря приходилась на 347 боевых вылетов  - весьма достойный показатель. По американским оценкам, более половины всех наземных целей, уничтоженных ВВС США в ходе Корейской войны, были поражены "Тандерджетами"

Правда, в воздушных боях F-84 проявил себя гораздо хуже. Согласно американским данным, "Тандерджетам" удалось сбить всего восемь советских МиГ-15 и один корейский Як-9. При этом советскими данными подтверждаются лишь три победы над "Мигами", таким образом, соотношение потерь и побед - 16:1. Впрочем, это неудивительно, поскольку "Тандерджет" с его прямым крылом был самолетом более раннего поколения, чем МиГ-15. К тому же, "Миги", как правло, атаковали машины, груженные бомбами и ракетами.

"Тандерджет" стал самым массовым истребителем-бомбардировщиком на раннем этапе развития реактивной авиации. Всего было построено 4480 таких самолетов в пяти модификациях. Значительное их число ушло на экспорт. В частности, 489 машин приобрела Турция, 335 - Франция, 256 - Италия, 240 - Дания, 234 - Греция, 231 - Югославия, 213 - Бельгия, 200 - Норвегия и 125 - Португалия. Дольше всего прослужили португальские "Тандерджеты". Еще в начале 1970-х годов они применялись в Африке против ангольских и мозамбикских повстанцев.


Первый прототип "Тандерджета" в испытательном полете.

"Тандерджеты" различных скуадронов ВВС США и греческая машина. Еще в конце Второй мировой войны американцы отказались от камуфлирования боевых самолетов с металлической обшивкой и с тех пор американские летчики соревновались друг с другом в яркости раскрасок своих боевых машин. Советские самолеты 1950-х годов, на которых запрещалось рисовать что-либо, кроме бортового номера, выглядели гораздо скромнее.


В качестве ракетоносца "Тандерджет" мог нести до 32 неуправляемых ракет HVAR калибра 127 миллиметров. Но обычно их брали по 20, а на концах крыла крепили дополнительные топливные баки.


Подготовка "Тандерджета" к боевому вылету в Корее. Под самолет подвешивают 1000-фунтовые (454 кг) бомбы.


"Тандерджеты" в полете без боевой нагрузки.


Один из сохранившихся до наших дней летных экземпляров.


Еще один F-84, сохраненный в авиамузее.
Tags: ВВС, История, Корея, США, авиация
Subscribe

  • Откуда в поляках испанская грусть?

    Ровно 210 лет назад, 16 мая 1811 года, на следующий день после того как от испанской колониальной империи откололся Парагвай (о чем в Мадриде…

  • Коба Южной Америки

    Ровно 210 лет назад, 15 мая 1811 года на планете Земля возникло новое государство, впрочем, о его существовании в других странах узнали нескоро, а…

  • Красные крылья Ямато

    15 мая 1938 года завершился рекордный полет японского самолета Гасуден "Кокен" под управлением пилота Юдзо Фудзиты. Взлетев 13 мая, этот…

promo vikond65 июнь 23, 2019 16:38 25
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 96 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Авиация, Армия.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
А еще - История.

lj_frank_bot

2 months ago

Like
Like
Like
Очень красивый самолёт. Жаль не удалось его видеть живьем.
В своё время была удивлена статье то ли в КР, то ли в какой-то псевдоисторической брошюре, что мол американские F-84 разных модификаций - это отстой, а наш Миг-15 круто.

Самолёт очень красивый и деколи его тоже.
/////////В своё время была удивлена статье то ли в КР, то ли в какой-то псевдоисторической брошюре, что мол американские F-84 разных модификаций - это отстой, а наш Миг-15 круто.

Смотря - для чего. В качестве самолета воздушного боя МиГ-15 действительно был более эффективен. Но в воздушных боях американцы в основном использовали "Сэйбры".

abmtm001

2 months ago

vikond65

2 months ago

abmtm001

2 months ago

vikond65

2 months ago

Ваня Грибанов

2 months ago

vikond65

2 months ago

Ваня Грибанов

2 months ago

Like
Интересно, а почему отказались от камуфляжа?
Только из-за появления бортовых РЛС?
Решили, что он малоэффективен, поэтому нет смысла заморачиваться.

jr0

2 months ago

vikond65

2 months ago

jr0

2 months ago

vikond65

2 months ago

jr0

2 months ago

vikond65

2 months ago

jr0

2 months ago

vikond65

2 months ago

а почему наши так не грузили самолеты? Ил-28 максимальная бомбовая 3тн при его то размерах. у МиГ-15 200кг у этой шмакодявки 2тн, у Дассо Урагана и Сейбра почти тонна
МиГ-15бис в варианте ИБ мог носить тонну. Правда, этот вариант появился только в конце 50-х годов.

zmeis

2 months ago

irkutskch

2 months ago

jr0

2 months ago

irkutskch

2 months ago

jr0

2 months ago

irkutskch

2 months ago

jr0

2 months ago

irkutskch

2 months ago

jr0

2 months ago

irkutskch

2 months ago

jr0

2 months ago

vikond65

2 months ago

jr0

2 months ago

vikond65

2 months ago

jr0

2 months ago

vikond65

2 months ago

jr0

2 months ago

vikond65

2 months ago

jr0

2 months ago

vikond65

2 months ago

jr0

2 months ago

vikond65

2 months ago

jr0

2 months ago

vikond65

2 months ago

zmeis

2 months ago

vikond65

2 months ago

jr0

2 months ago

vikond65

2 months ago

jr0

2 months ago

vikond65

2 months ago

jr0

2 months ago

vikond65

2 months ago

Like
Like
Не думаю, что стреловидное крыло ему так уж нужно было. Значительно позднее самолеты схожего назначения и скорости не имели или почти не имели стреловидности крыла. В то время стреловидность — мода.

Теперь истребитель именно со стреловидным, а не трапециевидным или треугольным, крылом — поискать. Даже стреловидность передней кромки часто не велика, градусов 20-25. И это у сверхзвуковых самолетов. Крыло F-84 довольно тонкое. Но вот сухая масса больше, чем у других истребителей с GE J35 или схожим с ним двигателем. Видимо, не пилотаж определял его массу.
Вы про А-1?

jr0

2 months ago

Like
Кстати и о Nene, двигателях с центробежными ступенями. Видно, что F-84 от меньшего диаметра J35 (почти ровесника J33 Уиттла) не выиграл, а его хвост — огромная жаровая труба. Теперь, вроде, так не компонуют. Притом что центробежная ступень была проще сама, проще в производстве, надежнее, давала возможность улучшить условия сгорания в камере (противоток).

Мода "перспективного решения" застила многим глаза. Итог: удачный МИГ-17 и МИГ-15УТИ, Ил-28. На западе двигатель недооценили.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Откуда в поляках испанская грусть?

    Ровно 210 лет назад, 16 мая 1811 года, на следующий день после того как от испанской колониальной империи откололся Парагвай (о чем в Мадриде…

  • Коба Южной Америки

    Ровно 210 лет назад, 15 мая 1811 года на планете Земля возникло новое государство, впрочем, о его существовании в других странах узнали нескоро, а…

  • Красные крылья Ямато

    15 мая 1938 года завершился рекордный полет японского самолета Гасуден "Кокен" под управлением пилота Юдзо Фудзиты. Взлетев 13 мая, этот…