Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Category:

Деревянные руки революции



Ровно 230 лет назад, 2 марта 1791 года, в разгар Великой французской революции, французский механик Клод Шапп провел первое успешное испытание своего изобретения - оптического телеграфа.  Механизм Шаппа, который он назвал семафором, представлял собой три прямоугольные деревянные или металлические пластины, шарнирно скрепленные друг с другом и укрепленные на мачте. С помощью веревок эти пластины могли вращаться, принимая десятки различных положений, каждое из которых обозначало какую-либо букву, цифру или иной условный знак.

Революционные власти Франции высоко оценили это изобретение, позволившее многократно ускорить передачу сообщений. Уже в 1794 году заработала первая телеграфная линия между Парижем и Лиллем протяженностью 225 километров. На этой дистанции были построены 22 башни с семафорами, стоявшие примерно в 10 километрах друг от друга. На таком расстоянии в более-менее ясную погоду наблюдатель мог различать в подзорную трубу знаки, транслируемые соседней станцией, и передавать их далее по цепочке.

Таким образом на передачу одного знака от начальной до конечной станции уходило не более двух минут, а за несколько десятков минут передавался короткий текст. Конному курьеру даже при наличии сменных лошадей требовалось, как минимум, двое суток, чтобы преодолеть этот путь.

Неудивительно, что очень скоро вся Франция, а затем и вся Европа покрылась сетью линий оптического телеграфа, несмотря на серьезные недостатки этого средства передачи информации, главные из которых - общедоступность передаваемых сообщений (из-за чего конфиденциальную информацию приходилось шифровать, периодически меняя шифры), а также - неспособность работать ночью, в туман и в пасмурную погоду.


За первые десятилетия XIX века в Европе были построены сотни телеграфных башен, хотя, нередко в этом качестве использовались замковые донжоны, маяки, колокольни или иные высокие соорудения. Семафоры Шаппа и их аналоги на несколько десятилетий стали привычными и повсеместными атрибутами европейских пейзажей.

Однако эпоха семафорной связи оказалась недолгой. С начала 1840-х годов оптический телеграф стал быстро вытесняться электрическим, а еще через 20 лет последние линии телеграфных башен были выведены из экслуатации. Но довольно много этих любопытных сооружений сохранилось до наших дней, а часть из них до сих пор находится в работоспособном состоянии.


На заставке - французская гравюра конца XVIII века, на которой изображена одна из башен первой линии шапповского телеграфа.

ispyitanie_telegrafa_shappa
Слева: Клод Шапп демонстрирует свое изобретение. Справа: одна из разновидностей оптического телеграфа в морском порту.

AduC_175_Chappe_(Claude,_1765-1828)

Семафорная башня в разрезе, действующая сувенирная модель оптического телеграфа и упрощенная мобильная модификация семафора для передачи простейших сигналов.

585px-Prussian-
Слева: пульт управления оптическим телеграфом. Справа: прусские телеграфисты за работой. Левый, глядя в окуляр, принимает сигналы, правый, крутя рукоятки, транслирует. На конторке лежит шифровальная таблица.

gedimin
Телеграфная надстройка на башне Гедемина в Вильно и башенка центральной российской станции оптического телеграфа на Зимнем дворце. После ликвидации станции на ней вместо семафора установили скульптурное изображение государственного герба.
Далее - телеграфные башни, сохранившиеся до нашего времени в различных европейских странах.


DSC05230

Chappe_Telegraph
Tags: История, Франция, клокпанк, техника
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Бронированный вождь

    Сегодня наткнулся в интернете на великолепную подборку изображений компьютерной модели знаменитого перуанского броненосца "Уаскар",…

  • Хитрый Марик

    Сегодня господин Солонин выложил на Ютуб вторую часть своего "бомбического" расследования катастрофы польского президентского борта,…

  • Вау! Что это?!

    Вверху - кадр из сегодняшнего видеоролика NASА, посвященного испытанию марсолета "Инженити". Честно говоря, он шокировал меня даже…

promo vikond65 june 23, 2019 16:38 25
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 54 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal

  • Бронированный вождь

    Сегодня наткнулся в интернете на великолепную подборку изображений компьютерной модели знаменитого перуанского броненосца "Уаскар",…

  • Хитрый Марик

    Сегодня господин Солонин выложил на Ютуб вторую часть своего "бомбического" расследования катастрофы польского президентского борта,…

  • Вау! Что это?!

    Вверху - кадр из сегодняшнего видеоролика NASА, посвященного испытанию марсолета "Инженити". Честно говоря, он шокировал меня даже…