Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

А был ли трактор?

tJwMsFh-lpI
Источник

изобретение-трактор
Источник

Наверное, любой человек, мало-мальски знакомый с официальной историей российской науки и техники, знает о создателе первого в мире гусеничного трактора, гениальном механике-самоучке из поволжских крестьян Федоре Абрамовиче Блинове. Трактор Блинова занимает в пантеоне российских изобретений столь же почетное место, как самолет Можайского, паровоз Черепановых, велосипед Артамонова или воздушный шар подьячего Крякутного. Вот, что пишет о нем, к примеру, русскоязычная Википедия:

"С 1881 Блинов начинает строительство «самохода» на гусеничном ходу, который был построен через 7 лет, в 1888. Он имел устройство по типу вагона, в котором была установлена паровая машина мощностью 12 л. с. При этом машина развивала скорость 3 версты в час (3,2 км/час). «Самоход» Блинова выставлялся на русских промышленных выставках, в 1889 он был показан в работе на сельскохозяйственной выставке в Саратове, в 1896 г. — на Нижегородской ярмарке".
Однако попробуем разобраться, на чем основаны данные утверждения.

Ф.А. Блинов в 1879 году действительно получил в Департаменте торговли и мануфактур "Привилегию" (патент) на "особаго устройства вагонъ съ безконечными рельсами", то есть, гусеницами.
1108

Но до этого на подобные устройства уже было оформлено множество патентов в разных странах, в том числе и в России. Например, в 1837 году гусеничный экипаж запатентовал штабс-капитан Загряжский, в 1839 году патент на гусеничный ход получил Василий Тертер, а в 1876 году Стефану Маевскому выдали "привилегию" на "паровой локомотив, способный двигаться по обычным дорогам".

track1

Примечательно, что хорошо знавший местные условия житель Российской Империи Маевский в своей патентной заявке под "обычной дорогой" подразумевал бездорожье, для движения по которому желателен гусеничный вездеход.
За границей же еще в 1818 году француз Дебюше запатентовал "способ устройства экипажей с подвижными рельсовыми путями", а англичанин Джон Хиткот в 1832 году оформил патент на паровую машину на гусеничном шасси. Причем не только оформил, но и провел ее испытания в 1837 году, за полвека до предполагаемой даты постройки трактора Блинова.

Heathcote1837500years

Таким образом, Блинова никак нельзя назвать изобретателем гусеничного движителя. А являлся ли он строителем первого в мире гусеничного трактора? Увы, ответ снова будет отрицательным, поскольку в 1869 году паровой трактор на трех гусеницах построил американец Джордж Миннис из штата Айова. Это был первый механизм подобного рода, запечатленный на фотографии.

Minnisc1869500years800x600

В 1884 году проект гусеничного парового локомотива разработал Джордж Пэйдж из штата Мэриленд. Внизу - рисунок его машины из журнала Scientific American за июнь 1885 года.
PageSciAm1885

Наконец, в 1888 году патент на гусеничный трактор с управляющими двойными колесами получил Фрэнк Бэттер из Калифорнии.

Elevation-1
Однако вернемся к нашему Блинову. В многочисленных рассказах о его тракторе настораживают две вещи. Во-первых, патент на него он так и не получил и даже не пытался. А во-вторых (и это главное), нет ни одного дореволюционного источника, в котором бы упоминалась эта машина. Впервые она была описана в брошюре Л.Д. Давыдова "Федор Абрамович Блинов - создатель первого в мире трактора", напечатанной в 1949 году, а затем публикации о "крестьянском самородке" и его изобретении посыпались как горох из дырявого мешка.

Между тем, трактор Блинова, если верить современным публикациям, экспонировался на саратовской земской ярмарке в 1889 году и на Нижегородской всероссийской торгово-промышленной ярмарке - в 1896-м, однако ни одна из тогдашних газет не удостоила столь выдающееся изделие даже короткого упоминания. Более того, "трактор-невидимка" ни разу не попал в объективы фотоаппаратов, хотя от Нижегородской ярмарки остались сотни фотоснимков, на которых запечатлены ее общие виды, павильоны и отдельные экспонаты. В частности, широко известны сделанные именно в 1896 году в Нижнем Новгороде фотографии первого русского автомобиля Яковлева-Фрезе.

Также нет ни оригинальных чертежей, ни рисунков, ни словесных описаний машины Блинова, составленных ее современниками, а те, что есть, появились на свет не ранее середины ХХ века. Неизвестна и дальнейшая судьба "первого в мире трактора" после Нижегородской ярмарки.

В общем, вырисовывается неутешительный вывод: "самохода" Блинова, скорее всего, просто не было. Это всего лишь вымысел сталинских пропагандистов, сочиненный в эпоху борьбы с "буржуазным космополитизмом" и "низкопоклонством перед Западом", когда у нас натужно пытались объявить едва ли не все сколь-нибудь заметные изобретения и научные открытия последнего тысячелетия сделанными в России. Добавлю, что я буду рад отказаться от этого предположения, если отыщутся хоть какие-то документальные подтверждения существования блиновского трактора.
Tags: История, пропаганда, стимпанк, техника
Subscribe
promo nemihail 15:01
Buy for 30 tokens
Рома Петров romapetrov был один из самых живых блогеров в Живом Журнале, но к сожалению Рома ушел молодым... Сегодня увидел сообщение Роминой супруги, Наташи. Наташа воспитывает дочку Ромы, но на днях случилась ещё одна беда. Я спросил у Наташи разрешения опубликовать это…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 56 comments