Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Category:

Ледоходы или ледовозы?



160 лет назад, весной 1861 года, в Санкт-Петербурге появилась интересная техническая новинка, которой не было больше нигде в мире. Правда, сделали ее по российскому заказу в Шотландии, на заводе "Нейлсон энд Компани" (впоследствии - "Норт Бритиш Локомотив Компани") по проекту местного инженера-паровозостроителя Натаниэля Грю. Речь идет об уникальном транспортном средстве - лыжном локомотиве, предназначенном для организации регулярного зимнего грузопассажирского сообщения между Петербургом и Кронштадтом по льду Финского залива.

Локомотив назвали "Рюрик", а вверху - его изображение из английского журнала "Инжиниринг" за 1862 год. Это была довольно крупная машина сделанная по схеме "танк-паровоз", то есть, запас воды она возила на себе в большом подковообразном баке, укрепленном сверху на паровом котле. Согласно статье в "Инжиниринге", "Рюрик" весил 12 тонн и имел шипованные ведущие колеса диаметром полтора метра. Управлялся он корабельным штурвалом, связанным червячной передачей с поворотной лыжной тележкой. Экипаж - 2 человека: рулевой и кочегар-машинист.

Локомотив буксировал трехвагонный санный поезд, составленный из железнодорожных вагонов, переставленных с колес на полозья. Впервые он вышел на трассу поздней осенью 1861 года, когда толщина льда в заливе стала достаточной. Челночные поездки продолжались до конца марта. Машина работала исправно, однако, в экономическом плане она себя не оправдала.

"Ледовоз" оказался слишком тяжелым, поэтому его можно было безопасно эксплуатировать не более четырех месяцев в году, а остальное время он простаивал. К тому же, в относительно теплые зимы использование машины тоже вызывало опасения. Поэтому петербургские власти отказались от закупки новых локомотивов, а документы о том, сколько сезонов отработал "Рюрик", не сохранились.

Untitled-61
Единственный известный на сегодняшний день фотоснимок "Рюрика", предположительно, сделанный еще до отправки заказчику.

Фото-0005
Модель "Рюрика" из Кенсингтонского научного музея. Почему-то, она заметно отличается от фотографии.

Помимо "Рюрика", в том же 1861 году в Россию поступил еще один ледовый локомотив, заказанный на той же фирме двумя частными покупателями - мануфактурным советником Гучковым и почетным гражданином Солодовниковым для обслуживания принадлежавшего им свечного завода. В отличие от "Рюрика", эта машина имела две пары лыж (передние - управляемые) и рессорную подвеску.

Согласно "Журналу путей сообщения", локомотив мог буксировать две большие санные платформы, на которых помещалось до 50 человек. На испытаниях он развил скорость 26 верст в час, но при этом плохо выдерживал направление движения, "вихлялся", а рулевому приходилось постоянно корректировать курс. Очевидно, путевая неустойчивость машины была вызвана центральным расположением ведущих колес. К сожалению, никакой другой информации об этом любопытном агрегате не сохранилось.

Im1861EnV11-p008
Tags: Англия, История, Россия, стимпанк, техника, транспорт, экзотика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Ядерный дикарь

    Ровно 75 лет назад, 13 сентября 1949 года, на вооружение американской военно-морской авиации поступил первый в мире палубный носитель ядерного…

  • Воин Колизея

    Ровно 90 лет назад, 12 сентября 1934 года, впервые поднялся в воздух первый прототип истребителя Глостер G.37, в дальнейшем получившего название…

  • Всемирный день подводника

    Да, я знаю, что такого праздника не существует, но его можно было бы назначить и приурочить к сегодняшнему числу, ведь, ровно 400 лет назад, 12…

promo vikond65 март 4, 2023 13:17 39
Buy for 50 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal

  • Ядерный дикарь

    Ровно 75 лет назад, 13 сентября 1949 года, на вооружение американской военно-морской авиации поступил первый в мире палубный носитель ядерного…

  • Воин Колизея

    Ровно 90 лет назад, 12 сентября 1934 года, впервые поднялся в воздух первый прототип истребителя Глостер G.37, в дальнейшем получившего название…

  • Всемирный день подводника

    Да, я знаю, что такого праздника не существует, но его можно было бы назначить и приурочить к сегодняшнему числу, ведь, ровно 400 лет назад, 12…