На снимках внизу - подлинный образец роуперовского пароцикла и его современная действующая реплика.




Паровой двигатель мотоцикла имел два качающихся латунных цилиндра с золотниковыми механизмами и кривошипно-шатунными передачами на заднее колесо.

Сиденье одновременно являлось водяным баком, справа от него виден манометр давления пара. На вилке переднего колеса установлен тормоз с цепным приводом. Резиновых шин в 1867 году еще не было, поэтому колеса имели стальные обода.
Несмотря на громоздкий котел с угольной топкой, пароцикл Роупера выглядел на удивление легко и изящно, а его конструкция была продумана и рациональна. Таким же изяществом и грациозностью отличались все его экипажи, к примеру, вот паровой автомобиль, построенный Роупером в 1865 году. Он сохранился до наших дней и сейчас является самым старым автомобилем в мире.


А это сам Роупер в кабине еще одного своего паромобиля, построенного в 1870 году. Помимо колесных экипажей, он проектировал и строил скоростные катера и яхты, а также стационарные двигатели для промышленных предприятий.
Однако стимпанк символизируют не только паровые машины, но и получившее распространение в ту эпоху механическое многозарядное огнестрельное оружие. В этой сфере заслуги Роупера не менее значительны, чем в "паровых" технологиях. В 1866 году он запатентовал оригинальное револьверное ружье с закрытым барабаном на 4 или 6 патронов, а затем наладил его производство на собственном оружейном заводе. До середины 1870-х годов было продано около двух с половиной тысяч таких ружей с гладкими и нарезными стволами.




А в 1882 году Роупер совместно с компаньоном Кристофером Спенсером разработал и внедрил в производство то, что мы сейчас называем помповым ружьем или шотганом. Ружье Роупера-Спенсера с подствольным трубчатым магазином и перезарядкой путем передергивания цевья до сих пор пользуется огромной популярностью. На снимке - первый образец шотгана, выпускавшийся с 1882 по 1889 год.

К концу XIX века на смену паровым экипажам начали приходить бензиновые, однако Роупер, как истинный стимпанкер, не признавал двигателей внутреннего сгорания и оставался верен пару. В 1894 году он сконструировал и построил свой самый совершенный паровой мотоцикл, на котором регулярно совершал семимильные поездки от загородного дома до офиса и обратно со скоростью более 40 км/ч.


Мотоцикл Роупера образца 1894 года (деревянная обшивка котла и топки не сохранилась), внизу - его современная реплика на одном из американских авто-мотошоу.

В 1896 году Роупер решил выяснить, какую максимальную скорость способен развить его пароцикл. На кольцевой дорожке бостонского велодрома ему удалось разогнаться до 60 км/ч, но на третьем круге многочисленные зрители с ужасом увидели, что гонщик, до этого сидевший, пригнувшись к рулю, вдруг резко откинулся назад и схватился за сердце. Мотоцикл вильнул в сторону, вылетел с трассы и упал несколько раз перевернувшись. При такой аварии водитель не имел шансов уцелеть, однако вскрытие показало, что Роупер умер еще на ходу от обширного инфаркта. Ему было 72 года...
Journal information