
Окончание, начало тут.
18 апреля 1961 года стало решающим днем в борьбе за господство в воздухе над заливом Кочинос. На этот день командование Кубинских Реолюционных ВВС поставило перед пилотами задачу - перехватывать и уничтожать вражеские бомбардировщики, которые атаковали позиции кубинских войск и пытались воспрепятствовать переброске подкреплений в зону боевых действий. Утром на боевое патрулирование вылетело смешанное звено из двух истребителей Т-33А и одного "Фьюри".
На подлете к заливу летчики обнаружили группу "Инвэйдеров", шедших в сторону моря. Пользуясь преимуществом в скорости, перехватчики легко догнали противника. Лейтенант Алваро Прендес Кинтана с нескольких заходов, расстреляв весь боекомплект, зажег один бомбардировщик, упавший в воды залива. Остальные кубинцы стреляли хуже и атакованные ими "Инвэйдеры" смогли уйти.
Следующий вылет прошел безрезультатно. Не встретив противника, истребители вернулись на аэродром. Однако в этот же день отличились зенитчики. За ночь кубинцы перебросили к линии фронта восемь счетверенных зенитно-пулеметных установок и батарею 37-миллиметровых зенитных орудий, недавно полученных из СССР. Их расчеты надежно прикрыли наземные войска и даже, по докладам артиллеристов, сбили еще два бомбардировщика. Впрочем, американцы эти потери отрицают.
Последнюю попытку нанести авиаудар по кубинским позициям интервенты предприняли утром 19 апреля, и эта попытка закончилась для них катастрофой. В ней участвовали четыре "Инвэйдера" с экипажами, состоящими из офицеров ЦРУ с летной подготовкой и наемников, набранных в ВВС национальной гвардии штата Алабама.
Над линией фронта их встретили два Т-33А под управлением Рафаэля дель Пино и Альваро Прендеса Кинтаны. Атаковав с незащищенной задней полусферы, кубинцы сбили два бомбардировщика и серьезно повредили еще один, которому с трудом удалось оторваться от преследования. Все четверо членов экипажей сбитых машин погибли.
Поскольку вылетевшие на задание пилоты FAL держали радиосвязь с базой, там сразу узнали об их гибели. Луис Косме, командир "Освободительных воздушных сил", которые за два дня боев сократились почти на треть, тотчас же заявил, что потери слишком велики и что ни один его подчиненный в воздух больше не поднимется. Впрочем, к тому моменту провал десантной операции был уже очевиден, а до капитуляции "Бригады №2506" оставалось всего несколько часов.
За три дня боев авиация гусанос потеряла семь бомбардировщиков вместе с экипажами, включая американских пилотов и штурманов Томаса Рэя, Лео Бэйкера, Томаса Шамбургера и Уэйда Грэя. Томас Рэй был кадровым офицером ЦРУ и посмертно получил почетную награду этой организации Intelligenсe Star, причем указ о награждении рассекретили только через 35 лет.
Помимо бомбардировщиков, пилоты FAR уничтожили три транспорта и две десантные баржи. Учитывая, что кубинцы задействовали всего 10 самолетов, а в их кабинах сидели летчики, которые ранее никогда не участвовали в воздушных боях и не атаковали надводные цели, такой результат можно считать просто феноменальным.
Ну и в качестве эпилога: В 1987 году Рафаэль Дель Пино, дослужившийся до звания бригадного генерала, дезертировал на своем истребителе в США и попросил политического убежища. А в 1993 году его примеру последовал Альваро Прендес Кинтана, сбивший над Плайя Хироном два американских самолета. Правда, к тому времени он уже был отстранен от полетов по возрасту, поэтому для бегства во Флориду ему пришлось воспользоваться моторной лодкой.
Это были два тяжелых удара по престижу кастровского режима, сравнимые с тем, как если бы из СССР сбежали в США Кожедуб и Покрышкин. Однако режим эти удары пережил и, как известно, до сих пор цветет и пахнет.
На заставке - один из сбитых "Инвэйдеров" гусанос с фальшивыми опознавательными знаками FAR/

Кубинский УТС Т-33А в дореволюционной окраске. К сожалению изображений этой машины времен воздушной битвы над заливом Кочинос я не нашел. Судя по описаниям, тогда она была целиком окрашена в оливково-зеленый цвет.
Далее - найденные на Кубе обломки сбитых самолетов гусанос.



В центре левого снимка - легко узнаваемый команданте Фидель.

Один из кубинских "Си-Фьюри", участвовавший в битве за Плайя Хирон и установленный перед входом в музей этого сражения. Кубинские музейщики - такие же пофигисты, как наши, поэтому самолет несет камуфляж и опознавательные знаки, введенные в кубинской авиации лишь в 1963 году.

Один из уцелевших самолетов FAL, установленный на аэродроме во Флориде, с которого эта машина в апреле 1961-го летала бомбить Кубу.
Journal information