
Ровно 170 лет лет назад, 1 мая 1851 года, в Лондоне торжественно открылась первая Всемирная выставка. В специально построенном для этой цели гигантском здании из стекла и стали, названном "Хрустальным дворцом", делегации 28 стран демонстрировали свои успехи в области науки, промышленности, сельского хозяйства, искусств и ремесел. В целом же это был грандиозный смотр высших достижений человеческой цивилизации.
Всего на выставке было представлено порядка 100 тысяч изделий со всех континентов. Разумеется, наиболее представительно выглядела экспозиция Великобритании и ее многочисленных колоний, состоявшая из более чем 40 тысяч экспонатов. Второе место занимала Франция (27 тысяч), третье - Германские государства (12 тысяч, из них Пруссия - полторы тысячи), четвертое - США (пять тысяч), пятое - Бельгия (четыре тысячи), шестое - Голландия (около трех тысяч).
На этом фоне российская экспозиция, насчитывавшая 854 экспоната, выглядела не очень внушительно. Надо отметить, что в Западной Европе в те времена отношение к Российской Империи было далеко не благожелательным. В газетах, журналах и выступлениях политиков ее постоянно выставляли как жестокую восточную деспотию, в которой десятки миллионов полурабов трудятся, создавая несметные сокровища для кучки алчных паразитов, держащих народ в повиновении с помощью репрессивного аппарата и военной силы.
К сожалению, участие России во Всемирной выставке не разрушило, а лишь укрепило эти русофобские предубеждения. Дело в том, что российская экспозиция состояла почти исключительно из предметов роскоши. Вычурные бронзовые светильники, яшмовые и малахитовые чаши и вазы выше человеческого роста, большие двустворчатые двери из малахита и ювелирные изделия из драгоценных камней должны были продемонстрировать богатство страны и искусство ее мастеров.
Однако, эффект получился обратным. Английские и французские газеты язвительно писали, что русская знать похваляется дорогими безделушками в то время как народ прозябает в нищете и бесправии. Также отмечалось отсутствие в экспозиции каких-либо научно-технических изделий, предметов промышленного, транспортного и сельскохозяйственного назначения, а на этом фоне шли рассуждения об экономической отсталости Российской Империи. В общем, у маркиза де Кюстина было много последователей, психологически готовивших население Англии и Франции к будущей войне с "восточными варварами", до которой оставалось всего два года.
Далее - подборка аквапелей английского художника Генри Кортни Селуза и других авторов, запечатлевших внешний вид и интерьеры Хрустального дворца во время проведения выставки.

Дворец был грандиозным сооружением, не имевшим мировых аналогов. Он должен был символизировать мощь и величие Британской империи, а также - ее техническое превосходство. На многочисленных посетителей выставки этот стеклянный "айсберг" производил огромное впечатление.

Церемония открытия выставки. В центре - британское королевское семейство, по бокам - представители иностранных делегаций.

Прохождение королевской семьи мимо скульптуры, изображающей схватку амазонки с леопардом.

Общий вид центральной галереи, украшенной флагами стран - участниц.

Дворец построили таким образом, что росшие на его территории крупные деревья были не вырублены, а интегрированы в здание. Эта архитектурная новинка вызывывала всеобщее удивление.

Выставка предметов домашнего обихода - пианино, камины, мебель, люстры, канделябры и различные элементы декора.

Канадская экспозиция.

Индийская экспозиция с чучелом слона.

Зал станков и иного промышленного оборудования.

Фонтан и конная статуя королевы Виктории в центральной галерее.

Российский раздел.

Снаружи Хрустальный дворец украшали аллегорические скульптуры, олицетворяющие Европу, Америку, Азию и Африку.
Journal information