Ровно 80 лет назад, 31 мая 1941 года немцы полностью овладели Критом. Завершилась 11-дневная операция "Меркурий" по захвату этого крупного острова, в которой решающую роль сыграла авиация и воздушно-десантные войска. Греческо-британский гарнизон Крита был разгромлен, более половины защитников острова погибли или оказались в плену, тяжелые потери понес и британский флот.
Взломав немецкие шифры, англичане были в курсе всех вражеских радиопереговоров. Поэтому они заранее знали о предстоящей операции, о ее сроках и о выделенном для нее наряде сил - 15 тысяч воздушных десантников и 7 тысяч солдат 5-й горнострелковой дивизии, всего 22 тысячи солдат и офицеров без тяжелого вооружения.
Однако британцев подвела самонадеянность. Они были уверены, что этими силами в принципе невозможно захватить остров с 44-тысячным гарнизоном (18 тысяч англичан, около 8 тысяч новозеландцев, 6,5 тысяч австралийцев и 11,5 тысяч греков), артиллерией и танками.
Тем более, что горнострелкувую дивизию предполагалось высаживать с моря на завхваченные парашютистами плацдармы, а это должен был предотвратить мощный британский флот, обладавший полным господством в Восточном Средиземноморье. Немецких боевых кораблей там попросту не было, а итальянский флот был значительно ослаблен и деморализован после Таранто и Матапана. Поэтому англичане его в расчет не брали и чувствовали себя более чем уверенно.
Английские линкоры, крейсера и эсминцы полностью блокировали Крит, чтобы не пропустить к нему ни один немецкий конвой. Однако гордые сыны Альбиона недооценили мощь Люфтваффе. Для поддержки операции немцы сосредоточили в Греции 430 бомбардировщиков и 180 истребителей из 8-го авиакорпуса генерала Вольфрама фон Рихтхофена. Их оказалось достаточно, чтобы прорвать морскую блокаду, расчистить транспортам дорогу к Криту, а заодно и прикрыть высадку десантников с пятисот военно-транспортных самолетов Ju-52.
Уже 22 мая, на третий день операции, немецкие бомбардировщики утопили эсминец "Грейхаунд", а также крейсера "Глостер и "Фиджи". "Глостер" погиб почти со всей командой, включая командира корабля и его помощника. Из 807 человек экипажа спаслись только 85.
В "Фиджи" сперва угодила 250-килограммовая бомба, сброшенная одноместным истребителем-бомбардировщиком Bf 109Е, а потом двухмоторный бомбардировщик Ju 88 под командованием лейтенанта Герхарда Бреннера засыпал его 50-килограммовыми фугасками, три из которых попали в цель. Этого хватило, чтобы охваченный пожаром крейсер ушел на дно, унося с собой 300 моряков. Остальных спасли эсминцы "Кингстон" и "Кандагар".
Серьезные повреждения получили крейсера "Карлайл" и "Наяд", а также - линкоры "Уорспайт" и "Вэлиент", в который попали две бомбы и вывели из строя орудия среднего калибра правого борта. Все эти корабли пришлось немедленно уводить в Египет. В результате, англичане уже не могли полностью контролировать подходы к северному побережью Крита.
За свои успехи немцы заплатили пятью бомбардировщиками Ju 88 и пятью пикирующими бомбардировщиками Ju 87, которых сбили корабельные зенитчики. Еще 16 машин получили повреждения, но смогли вернуться на аэродромы. А англичане расстреляли почти весь боекомплект зентных орудий и к вечеру их уцелевшие корабли остались фактически безоружными перед воздушным противником.
23 мая для восполнения потерь к Криту подошла 5-я миноносная флотилия в составе пяти эсминцев: "Келли", "Кельвин", "Кашмир", "Киплинг" и "Шакал". Но как только ее засекла немецкая воздушная разведка, 24 пикировщика ценой трех сбитых машин утопили "Кашмир" и "Келли". С обоих эсминцев спаслись 279 человек, 187 - погибли. Выживший командир "Келли" лорд Маунтбэттен утешал других уцелевших: "Нам нечего стыдиться, парни, мы не бросили наш корабль, это он покинул нас".
Узнав о потерях за два дня, Черчилль, потеряв самообладание, что с ним бывало крайне редко, закричал "Для чего мы строим корабли? Чтобы немцы их топили?!" Тем временем, командир британских морских сил в районе Крита адмирал Каннинхэм заявил, что из-за исчерпания боезапаса он отводит оставшиеся корабли в Египет.
26 мая на Крите, воспользовавшись снятием блокады и практически не встречая сопротивления, высадились итальянские войска. Вскоре они соединились с немецкими десантниками. В тот же день немцы доставили на Крит первые части горнострелковой дивизии и первые танки.
И в тот же день в битву за Крит вступил прибывший с Мальты авианосец "Формидэйбл" с двухместными истребителями Фэйри "Фулмар" на борту. Но провоевал он недолго. "Юнкерсы", которым "Фулмары" не смогли помешать, поразили его двумя 500-килограммовымми бомбами. Еще одна бомба оторвала корму сопровождавшему его эсминцу "Нубиан". "Формидэйблу" все же удалось добраться до Александрии и встать на ремонт, продлившийся полгода.
27 мая англичане, поняв, что Крит удержать не удастся, объявили эвакуацию. Британские и греческие войска начали отступать к портам южного побережья острова, а немецкие бомбардировщики тем временем атаковали линкор "Бархэм", уложив бомбу в одну из башен главного калибра. Башня полностью выгорела, пожар удалось погасить только через два часа.
Разумеется, немцы были заинтересованы в том, чтобы как можно меньше англичан спаслось с Крита, поэтому они старались всячески помешать эвакуации. Утром 29 мая "Юнкерсы" атаковли конвой, вывозивший 4000 солдат и офицеров из порта Ираклион. Эсминец "Херевард" получил прямое попадание и под угрозой затопления выбросился на прибрежную отмель, а все, кто были на его борту, вскоре попали в плен.
У эсминца "Эмпириал" взрывом заклинило руль в боковом положении и он мог плыть только по кругу. Повреждение исправить не удалось и командир конвоя приказал добить "подранка" торпедами, предварительно сняв с него людей. Вскоре налетели пикировщики и точно сбросили бомбы на крейсера "Дидо" и "Орион". Корабли не затонули, но людские потери на них были огромны, так как на палубах толпились тысячи эвакуированных. На "Орионе" погибло примерно 260 человек, на "Дидо" - 280.
В общем, из четырех тысяч беглецов до Египта добралось менее трех, два корабля были потеряны, а еще два - серьезно повреждены. В последующие дни англичане отправили еще несколько конвоев, но 31 мая эвакуацию пришлось прервать, так как немецкие войска подошли вплотную к портам погрузки. В результате, 12 тысяч англичан и более пяти тысяч греков остались на острове и сдались в плен.
Захват Крита обошелся немцам в 3130 убитых десантников и 640 горных стрелков. Люфтваффе потеряли 284 самолета, в том числе - 212 транспортных, большинство из которых разбилось при посадках или было уничтожено артиллерией на критских аэродромах.
Потери союзников, за исключением авиации, были куда серьезнее: свыше 6000 убитых и пропавших без вести (из них примерно 2000 - во флоте), более 17500 пленных, 12 потопленных и 22 поврежденных боевых корабля, 7 потопленных транспортов и вспомогательных судов, 46 сбитых и уничтоженных на аэродромах боевых самолетов.
Думаю, что за событиями на Крите и вокруг него пристально следили в Кремле. И это наверняка укрепляло царившую там уверенность в том, что немцы, плотно увязнув в Средиземноморье и перебросив туда значительные силы (в том числе - практически все ВДВ и всю военно-транспортную авиацию), не собираются в обозримом будущем нападать на СССР. А до нападения оставалось 22 дня.
На заставке - немецкие парашютисты высаживаются на Крите.
Немецкие парашютисты вступают в бой.
Бомбардировщики Ju 88 и Ju 87, принимавшие участие в атаках на британские корабли в районе Крита. Далее - фотографии и рисунки английских кораблей, потопленных или поврежденных в мае 1941 года в ходе боев за Крит.
Линкор "Уорспайт" и крейсер "Фиджи".
Авианосец "Формидэйбл".
Легкий крейсер ПВО "Карлайл".
Крейсер "Глостер".
"Глостер" маневрирует, пытаясь уклониться от бомб. Снимок из кабины немецкого бомбардировщика.
Эсминец "Кашмир".
Эсминец "Келли".
Линкор "Вэлиэнт".
Journal information