Ровно 80 лет назад, в ночь с 23 на 24 июня 1941 года, то есть, на третий день войны, в соответствии с довоенными планами, состоялись первые массированные удары советской авиации по объектам в глубоком тылу Германии и оккупированной немцами Польши.
Бомбардировщики ДБ-3 и Ил-4 из состава 1-го дальнебомбардировочного авиакорпуса (ДБАК) сбросили бомбы на Данциг и Кенигсберг. Одновременно с этим экипажи 2-го ДБАК бомбили Люблин и Катовице, 3-му ДБАК досталась Варшава, а 18-й отдельной бомбардировочной дивизии - Краков.
В тот же день в сводке Совинформбюро отмечалось: "В ответ на двукратный налет немецких бомбардировщиков на Киев, Минск, Либаву и Ригу советские бомбардировщики трижды бомбардировали Данциг, Кенигсберг, Люблин и Варшаву, произведя большине разрушения военных объектов".
К сожалению, сведения об этих налетах довольно скудны и обрывочны. По информации штаба ПВО Кенигсберга, за день на город было совершено три налета. В первом из них принимало участие 15 ДБ-3, количество участников остальных рейдов - неизвестно. Первым ударом в городе было разрушено 8 зданий, еще 23 получили повреждения, погибло 16 человек.
Второй налет не принес разрушений и жертв, так как "Илы" в город не попали. Третий рейд состоялся уже при свете дня. В нем были разрушены три здания и погибли три человека. На обратном пути, уже над советской территорией, атакующих догнали "Мессершмитты" и сбили три бомбардировщика. По немецкой оценке, на Кенигсберг и его пригороды упало в общем счете около 100 фугасных бомб, но военные и промышленные объекты не пострадали.
Варшаву бомбил 212-й Дальнебомбардировочный авиаполк (ДБАП) в составе шести звеньев Ил-4, то есть, 18 машин. В каждую из них загрузили по 10 ФАБ-100. Летчики получили задание разбомбить городской железнодорожный узел, аэродром Мокотов и снарядный завод. Сил, выделенных на эти три крупных объекта, было явно маловато.
Однако, согласно донесению комполка Голованова, задание было выполнено успешно, железнодорожный узел разрушен, а на снарядном заводе "наблюдались мощные взрывы и пожары". К сожалению, информации о том, как немцы оценили результаты бомбардировки, у меня нет.
На отходе, в районе Минска, самолеты подверглись обстрелу советских зенитчиков. Две машины были серьезно повреждены и им пришлось совершить вынужденные посадки. Двое членов экипажей получили ранения. Это были единственные потери за вылет.
Относительно налетов на Люблин, Краков, Данциг и Катовице мне не удалось найти никакой информации. Вообще, эта интересная тема почти не затронута ни в советской, ни в постсоветской историографии.
Ко второй половине дня 24 июня до центрального военно-политического руководства СССР начало доходить, что обстановка на фронтах развивается вопреки его ожиданиям и довоенным прогнозам. Несмотря на бодрые сводки Совинформбюо о том, что враг на всех направлениях остановлен на границе или вблизи границы, реальная ситуация была совсем иной.
Поэтому уже 25 июня стратегические бомбардировки были свернуты, едва начавшись, а дальнюю авиацию переключили на удары по наступающим группировкам Вермахта. Тыловые немецкие и польские города еще очень нескоро вновь услышали взрывы бомб и вой сирен воздушной тревоги.
На заставке - Ил-4 в серебристой довоенной окраске (точнее, в цвете неокрашенного дюраля) и в импровизированном полевом камуфляже, который наносился прямо на аэродромах в начале войны. Цвет тактического номера верхней машины дан предположительно. 28 июня эта машина была захвачена немцами на аэродроме Бобруйск.
Journal information