Ровно 110 лет назад, 4 июля 1911 года состоялся первый в истории грузовой коммерческий авиарейс. Английский летчик и авиаконструктор (на заре авиации эти профессии нередко сочетались в одном лице) Горацио Барбер доставил на своем аэроплане "Валькирия" ящик электролампочек из города Шорхэма в город Хоув, получив за это 100 фунтов стерлингов - очень солидную сумму по тем временам.
Непонятно, зачем понадобилось везти лампы самолетом и платить за это такие деньги, тем более что скорость тогдашних аэропланов почти не отличалась от скорости автомобильного транспорта. Возможно, это была просто рекламная акция, демонстрирующая, что аэроплан способен без повреждений перевозить даже очень хрупкие и деликатные грузы.
Благодаря своему "ламповому полету" Барбер на короткое время стал знаменитым и сумел продать четыре "Валькирии" британскому военному министерству. Однако они получили негативные оценки военных пилотов и дальнейших заказов не последовало. В январе 1912-го Барбер сделал новый аэроплан, назвав его "Викингом".
Но эта машина оказалась еще менее удачной и изобретатель не смог продать ее даже в одном экземпляре. Денег на дальнейшие разработки у него не было, кредит взять не удалось и летом того же года Барбер был вынужден закрыть свое предприятие. Больше он самолетов не строил, пополнив длинный список ныне забытых авиаконструкторов - "однодневок".
Чертеж "Валькирии" и ее фото в полете.
Второй самолет Барбера "Викинг" имел оригинальную схему силовой установки. В носовой части фюзеляжа стоял обычный для тех времен ротативный мотор "Гном" мощностью 50 л.с., но он не напрямую вращал воздушный винт, а через длинные цепные передачи приводил во вращение два винта, укрепленные на межкрыльевых стойках.
Система получилась сложной, излишне тяжелой и неэффективной, так как значительная часть мощности двигателя терялась в передачах. Однако она была применена в первом самолете братьев Райт, а потому ее неоднократно копировали вплоть до Первой мировой войны. Но ни одна из копий не повторила успех оригинала.
Journal information