Однако давненько здесь не было материалов про невоенные события и мирную технику. Есть повод обновить тему, поскольку сегодня исполнилось ровно 95 лет со дня выхода на киноэкраны первой в мире коммерческой "говорящей фильмы" под названием "Дон Жуан". Этот пионер акустического синематографа, снятый в США, был озвучен по системе "Вайтафон", в которой звук записывался на грампластинку. Кинопроектор включался синхронно с электропатефоном, а чтобы не было рассогласования звука и изображения скорость вращения диска также синхронизировалась со скоростью прокрутки кинопленки.
Именно для этой системы были разработаны первые долгоиграющие пластинки на 33 оборота в минуту. Но даже они были рассчитаны всего на 17 минут непрерывного звучания, а потому с их помощью в основном озвучивались мультфильмы и короткометражки. Было снято всего несколько полнометражных кинокартин с "патефонной" озвучкой. Во время их демонстрации просмотр приходилось несколько раз останавливать для замены дисков.
Несмотря на все неудобства данной технологии (представьте себе реакцию зрителей, если пластинку "зацикливало"), возможность увидеть и услышать звуковое кино вызвала столь бурный ажиотаж, что до конца 1920-х годов по системе "Вайтафон" было озвучено более 1000 коротких фильмов. Тогда же появились первые киноконцерты, кинооперы и музыкальные видеоклипы, хотя сам этот термин родился гораздо позже.
Насколько мне известно, до Советского Союза это оборудование и фильмы под него так и не добрались. У нас эпоха звукового кино началась позже, зато сразу с более современной технологии записи оптической фонограммы непосредственно на кинопленке.
На заставке - стационарная система "Вайтафон" для крупных кинотеатров. Слева на металлической тумбе виден вращающийся диск проигрывателя.
Справа - изобретатель системы "Вайтафон" - американский инженер Джордж Гровз, в центре - загримированный под негра джазовый певец Эл Джолсон с вайтафонной пластинкой в руках. Обратите вниманее, что она гораздо крупнее обычных грампластинок. Слева - звукооператор с кинопроигрывателем "Мамми". В те времена белые американские исполнители джаза нередко гримировались под черных, так как этот стиль считался негритянской музыкой.
Портативный домашний кинопроектор для фильмов, озвученных с помощью грампластинок.
Journal information