Ровно 90 лет назад, 14 августа 1931 года летчик-испытатель Михаил Громов впервые поднял в воздух пятимоторный пассажирский авиалайнер АНТ-14 "Правда" - крупнейший самолет, построенный к тому моменту в России, и один из крупнейших в мире. Он имел размах крыла более 40 метров, длину фюзеляжа - 26,5 метров и взлетную массу - 17,5 тонн. В салоне АНТ-14 могли свободно разместиться 36 пассажиров (впоследствии количество пассажирских мест увеличили до 40), а в транспортном варианте самолет поднимал до пяти тонн полезной нагрузки.
Испытания показали, что машина, спроектированнная А.Н. Туполевым, получилась вполне удачной. Громов написал в отчете об испытаниях: "Самолет в воздухе вел себя прекрасно, легко управлялся и мало реагировал на воздушные течения. Взлет и посадка - без осложнений".
Максимальная скорость составляла 236 км/ч, крейсерская - 195 км/ч, потолок - 4220 м, а максимальная дальность полета - 1400 км. На фоне зарубежных аналогов это было очень неплохо. Можно напомнить, что лучший на тот момент британский тяжелый авиалайнер НР-42 летал со скоростью всего 170 км/ч, а его дальность не превышала 800 километров. Экипаж АНТ-14 состоял из пяти человек: двое пилотов, штурман и два стюарда.
АНТ-14 предназначался для самой протяженной авиамагистрали Советского Союза Москва - Владивосток. Потребность в этих машинах Главное Управление гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ) определило в 60 экземпляров, которые намечалось построить в 1932-35 годах.
В ходе строительства импортные моторы Гном-Рон "Юпитер", стоявшие на первом экземпляре машины, планировалось заменить на более мощные отечественные М-34, что позволяло отказаться от носового двигателя, превратив таким образом самолет из пятимоторного в четырехмоторный.
Рассматривалось и военное применение машины, которая, благодаря солидной полезной нагрузке и объемному фюзеляжу, хорошо подходила на роль транспортно-десантного самолета, либо - вспомогательного ночного бомбардировщика.
Однако все эти планы остались на бумаге. Большевицкое руководство решило, что Советскому Союзу нужны не авиалайнеры, а огромный флот дальних тяжелых бомбардировщиков ТБ-3, которых в 1930-е годы было построено более 800 штук. Ради этого на программе АНТ-14 поставили крест. Сталинский режим изо всех сил готовился к войне и именно ей были подчинены основные усилия и ресурсы государства.
В 1934 году руководство ГВФ повторно обратилось в Главное Управление Авиационной Промышленности (ГУАП) с просбой построить хотя бы 15 экземпляров авиалайнера. Но Управление, полностью загруженное военными заказами, проигнорировало эту просьбу.
В результате АНТ-14 так и остался в единственном экземпляре, который не использовался для коммерческих авиаперевозок, а был включен в состав агитэскадрильи "Максим Горький" и совершал агитационно-пропагандистские полеты, демонстрируя мощь советского авиастроения.
В этом качестве он летал на различные торжественные мероприятия, совершал зарубежные турне, участвовал в воздушных парадах и катал экскурсантов над Москвой. Прослужив 10 лет, самолет был списан по износу в 1941 году и установлен в парке культуры и отдыха имени Горького. Там его фюзеляж некоторое время использовали в качестве кинотеатра, а потом - отправили в переплавку.
Окраска АНТ-14 во время его службы в агитэскадрилье имени Горького.
Деревянная модель АНТ-14 для продувки в аэродинамической трубе.
Слева: наземный персонал Харьковского аэродрома на фоне АНТ-14 во время визита авиалайнера в этот город. Обратите внимание на откидные трапы для обслуживания двигателя. Навернуться с такого трапа было, наверное, не очень приятно. Справа: интерьер пасажирского салона.
Советский агитационный плакат, на котором АНТ-14 использован в качестве главного арт-объекта. Обратите внимание на использованное в нем и ныне забытое слово "авианизация".
Страница из пропагандистской брошюры, изданной в середине 1930-х годов.
АНТ-14 на советскй почтовой марке
Journal information