Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

Малой кровью на чужой территории

Пожалуй, из всех военных конфликтов, в которых участвовал СССР за свою почти 70-летнюю историю, советско-маньчжурский инцидент 1929 года наилучшим образом подходит под вынесенную в заголовок предвоенную доктрину РККА, рухнувшую 22 июня 1941-го. Даже в скоротечном польском походе, который на фоне последовавших за ним Советско-финской и Великой Отечественной войн, считался у нас почти бескровным, погибло в несколько раз больше советских солдат, чем в продолжавшейся почти три месяца необъявленной войне с Маньчжурией за контроль над проходящей по ее территории Китайско-Восточной железной дорогой (КВЖД).

Как известно, КВЖД была построена Российской империей на китайской территории в 1897-1903 годах, чтобы кратчайшим путем соединить центральную часть страны с Дальним Востоком. Она считалась российской собственностью, обслуживали и охраняли ее русские. По Мукденскому соглашению от 20 сентября 1924 г. дорога получила статус совместного советско-китайского предприятия.
Но 10 июля 1929 года войска губернатора Маньчжурии Чжана Сюэляна, который фактически царствовал в этой провинции и не подчинялся центральному правительству Китая, захватили КВЖД, взяв в заложники около 200 советских рабочих и служащих.

Попытки советского руководства уладить конфликт дипломатическим путем ни к чему не привели и СССР начал готовиться к военному решению проблемы. Вдоль советско-маньчжурской границы разместилась сформированная по приказу от 6 августа 1929 г. Особая Дальневосточная армия (ОДВА) под командованием В.К Блюхера. Кроме "традиционных" родов войск - пехоты, кавалерии и артиллерии, в нее входили танки и боевая авиация. В дополнение к трем авиаотрядам в Чите, Спасске и Хабаровске из европейской части страны перебросили еще три эскадрильи.

ОДВА разделили на две группы - Приморскую и Забайкальскую. По плану они наносили удары навстречу друг другу вдоль линии КВЖД. Приморская группа должна была взаимодействовать с Амурской военной флотилией, которой предстояло двигаться по реке Сунгари. Каждой группе выделили для поддержки авиацию. Приморской группе придали 19-й отдельный авиаотряд

"Дальневосточный ультиматум", 5-ю истребительную и 40-ю эскадрильи. Забайкальской группе достались 6-й и 25-й отдельные авиаотряды, а также 26-я эскадрилья. У Амурской флотилии имелся 68-й отдельный речной авиаотряд, стоявший в Хабаровске.
Почти все авиачасти были вооружены советскими двухместными многоцелевыми бипланами Р-1 в колесном или поплавковом вариантах (МР-1), только 5-я аэ летала на голландских истребителях "Фоккер" С.XI. Партию таких машин приобрели в Нидерландах в 1923 году. На Дальнем Востоке их имелось 13 штук, причем все они были порядком изношены.
"Сухопутных" Р-1 в ОДВА имелось 68 штук, а "водоплавающих" - 10. Пять из них базировались на гидроавиатранспорте "Амур" - несамоходной барже с ангаром,  небольшой авиаремонтной мастерской и казармой для личного состава.

ORchAO-68_04

Гидроавиатранспорт "Амур", переоборудованный в 1928 году из списанной канонерской лодки "Вихрь".

Китайцы могли противопоставить этому несколько десятков зенитных пушек, пулеметы и кое-какую авиацию. Отец Чжан Сюэляна, бывший диктатор Маньчжурии Чжан Цзолинь сумел создать в своей вотчине довольно приличные, по китайским меркам, военно-воздушные силы. У него имелось около 30 самолетов английского и французского производства. После гибели Чжан Цзолиня в теракте, организованном советскими спецслужбами, эти ВВС достались по наследству его сыну, который, кстати, сам имел летное образование.

По оценкам советской разведки, в зоне будущих военных действий на двух аэродромах находились примерно 15 самолетов противника, в основном одномоторных французских бипланов "Бреге-14", "Бреге-19" и "Потэз-25".

brege14-1

В августе 1929 года советская авиация начала интенсивную воздушную разведку над территорнией Маньчжурии, выявляя состояние дорожной сети, расположение гарнизонов и оборонительных сооружений. Границу разбили на два участка: к югу от копей Мут работал 19-й отряд, к северу - 40-я эскадрилья. По самолетам иногда стреляли из винтовок, но неорганизованно и неточно.
В результате к началу советского наступления у командования ОДВА имелись достаточно достоверные сведения о сосредоточении группировок китайских войск, пропускной способности дорог и уточненные карты местности. По всем выявленным оборонительным рубежам и укреплениям подготовили схемы и фотопланшеты.

У 68-го отряда была задача - вести разведку в интересах Амурской флотилии. Гидропланы уточняли карты проток и положение судоходных фарватеров, отслеживали нахождение кораблей и судов в портах. Сунгарийская флотилия китайцев состояла из нескольких канонерок германской и японской постройки, вооруженных колесных пароходов (бывших русских буксиров, угнанных в свое время белогвардейцами) и баржи-плавбатареи "Дун-И".

kvzd-color-1

На этой стадии советское руководство, видимо, еще сохраняло надежду на мирное урегулирование конфликта. Наркомат иностранных дел бомбардировал китайцев нотами. Военные тоже вносили свою лепту. Интенсивная воздушная разведка над китайской территорией рассматривалась и как своего рода демонстрация силы. Эту же цель отчасти преследовали и систематические упражнения в бомбометании на полигонах рядом с границей. Таким способом "убивали двух зайцев" - и китайцев устрашали, и повышали боевую готовность.

Но надежды на бескровный возврат КВЖД и освобождение заложников не оправдались. ОДВА и Амурская флотилия приготовились наступать. Наконец, решение было принято. 8 сентября 1929 г. советские войска перешли границу и атаковали станцию Пограничная. Пехоту и кавалерию поддерживал 19-й авиаотряд. Он совершил два налета на оборонительные рубежи китайцев и саму станцию. Первый вылет, рано утром, совершили пять Р-1. Две машины обстреливали и бомбили укрепления, три - нанесли удар по составам на путях. К вечеру налет повторили; на этот раз на бомбометание вылетели два звена по три самолета. В связи с отсутствием у противника средств ПВО экипажи работали с высоты 600 - 700 м. Всего сбросили 43 бомбы; у Пограничной впервые применили новые 82-килограммовые фугасные бомбы АФ-82. В отчете ВВС ОДВА написано, что они "полностью оправдали себя, как мощное средство разрушения".

К23

Гидросамолет МР-1 возле ангара.

Действительно, согласно тому же отчету, летчиками были "до основания" разрушены здания станции, телеграфа, билетной кассы и военной комендатуры. На путях они разбили и подожгли состав из десяти вагонов, повредили бронепоезд и личный вагон командующего китайским гарнизоном.

Следующий удар нанесла Амурская флотилия. Крупные силы противника сосредотачивались у города Лахасусу в устье Сунгари. Вдоль берега были отрыты окопы, в порту стояли корабли Сунгарийской флотилии, на берегах размещались артбатареи. С укреплениями начальник штаба ОДВА Лапин ознакомился лично, совершив над ними полет в задней кабине Р-1. Такие же ознакомительные полеты совершили командующий флотилией Озолин и начальник штаба 2-й дивизии.

12 октября 40-я эскадрилья в составе 15 самолетов атаковала китайские корабли, сбросив на них бомбы АФ-82, АФ-32 и АФ-16.
Через несколько минут по Лахасусу открыли огонь мониторы и канонерки Амурской флотилии. Совместными усилиями была уничтожена китайская канонерская лодка, три вооруженных парохода (в том числе один - только авиацией) и серьезно повреждена плавбатарея "Дун-И", впоследствии захваченная советским десантом.

К24

Гидропланы 68-го речного авиаотряда на берегу Амура.

Пока моряки расстреливали вражеские корабли и береговые батареи, самолеты отправили преследовать суда, уходившие вверх по реке. Команду одиного из пароходов при обстреле из пулеметов с высоты всего 20-30 метров охватила паника, матросы начали прыгать в воду, а рулевой выбросил судно на берег.

Вскоре Лахасусу был захвачен моряками и высаженными флотилией частями 2-й Приамурской стрелковой дивизии. Комендант гарнизона вместе с сотней своих подчиненных сдался в плен. Красноармейцы захватили 12 орудий и 15 пулеметов,  четыре баржи и два катера.

Потерь в этой операции советская авиация не имела, только три самолета получили пулевые пробоины.
Потеряв Лахасусу, китайцы попытались перекрыть реку Сунгари, чтобы воспрепятствовать дальнейшему продвижению советской флотилии. Буксиры начали подгонять баржи, груженые камнем, которые затем топили на фарватере. Авиации поставили  задачу не дать закончить эту работу. 30 октября на бомбардировку буксиров и барж вылетели восемь МР-1.

Гидропланы встретил сильный зенитный огонь с канонерской лодки  "Киан-Хен", поэтому первый удар советские летчики нанесли по ней. Канонерка получила прямое попадание среднюю часть корпуса. Взрыв пробил днище, началось поступление воды, с которым не справлялись отливные насосы. Капитан поспешил отвести корабль в тыл, но через некоторое время "Киан-Хен" лег на грунт.
Затем летчики переключили свое внимание на буксиры и баржи, затопив один пароход и заставив еще один выброситься на мель. Заграждение осталось незавершенным.

Через проход у левого берега проследовали корабли Амурской флотилии с двумя полками пехоты. Утром 31 октября они появились у городаа Фугдин. Высадку десанта предварила бомбардировка города гидропланами 68-го отряда. От взрывов загорелись склады, тюрьма и полицейское управление. Один из самолетов обнаружил обоз и сбросил на него бомбы, уничтожив несколько повозок. Другой экипаж атаковал отряд кавалерии примерно в 300 сабель и разогнал его осколочными бомбами и пулеметным огнем. В порту летчики потопили вооруженный пароход.

В этот же день советские ВВС понесли первую потерю. Возвращаясь из Фугдина, пилот Ветров обратил внимание на перегрев двигателя. Оказалось, что течет пробитый пулей радиатор. Пришлось садиться в гавани Лахасусу, не дотянув несколько километров до плавбазы. При посадке поплавки попали на отмель и самолет скапотировал. Летчики выпали из кабины в ледяную воду. К счастью, рядом проплывал монитор "Ленин", команда которого спасла экипаж, но разбитый гидроплан пришлось списать.

ORchAO-68_11

Личный состав 68-го речного авиаотряда, принимавший участие в боях с "белокитайцами". В центре, в фуражке и кителе с тремя галунами на рукаве - командир отряда Эдуард Лухт.

Корабли Амурской флотилии успешно высадили десант в Лахасусу. Утром 1 ноября противник капитулировал. Самолеты 68-го отряда с плавбазы "Амур" отправили на разведку. Назад вернулись все машины, кроме одной. На долю ее экипажа выпало немало приключений.

Пилот Пузанов с летнабом Кобусовым получили задание сфотографировать полузатонувший на мелководье "Киан-Хен". Взлет прошел тяжело - поплавки обледенели, вес возрос, и самолет с трудом оторвался от воды. Пузанов решил спрямить дорогу и пошел не по реке, а по кратчайшему пути - над сушей. Вдруг мотор стал перегреваться, но садиться было некуда - внизу заснеженная степь. Кончилось тем, что самолет приземлился (именно приземлился - на поплавках!) возле китайской деревни Киделя.
Экипаж пешком вышел к реке и стал ждать - не проплывет ли мимо советское судно. Ночью появился буксир, тащивший плавбазу "Амур". Авиаторы начали палить из наганов, чтобы привлечь к себе внимание, но с кораблей их так и не заметили. Лишь на следующий день неудачников подобрал буксир "Коммунист".

На этом неприятности не кончились. На вражеской территории бросили боевой самолет! Летчикам пришлось вернуться к месту посадки с моряками из команды буксира. Аэроплан вскоре нашли, но оказалось, что с него кто-то уже снял курсовой пулемет, просто вырубив топором кусок деревянного лафета, а заодно "свистнул" из кабины часы и компас. Поскольку вручную дотащить гидроплан до воды было невозможно, авиаторам оставалось только забрать фотоаппарат, турельный пулемет и сжечь машину. Пузанов и Кобусов потом еще долго писали объяснительные о том, как они утратили ценное казенное имущество...

После взятия Фугдина кампания на Сунгари завершилась, поскольку начавшийся ледостав заблокировал реку гораздо более надежно, чем китайские заслоны. 6 ноября Амурская флотилия вернулась на базу.

Продолжение следует.
При подготовке материала использована статья В.Р. Котельникова "КВЖД, война в воздухе", опубликованная в журнале "Авиамастер" №3-2007.
Tags: ВВС, История, Маньчжурия, авиация
Subscribe
promo vikond65 июнь 23, 2019 16:38 25
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments