Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

Предтеча русского стимпанка



Сегодня исполнилось ровно 255 лет с того дня, когда в России заработал первый паровой двигатель. 18 августа 1766 года на Барнаульском Серебряном заводе была запущена промышленная паровая машина, спроектированная и построенная "механикусом" Иваном Ивановичем Ползуновым. К сожалению, сам Ползунов этого не увидел, так как за неделю до пуска агрегата он умер от скоротечной чахотки в возрасте всего 38 лет.

По поводу машины Ползунова существуют два противоположных мнения. Одни считают, что русский инженер изобрел первый в мире паровой двигатель, а англичанину Джеймсу Уатту незаслуженно приписали его изобретение. Другие, напротив, утверждают, что Ползунов ничего не нового не выдумал, а просто скопировал пароатмосферную машину Ньюкомена, созданную еще в 1705 году и широко известную в середине XVIII века.


Как это нередко бывает, истина лежит посередине. Машина Ползунова действительно относится к классу пароатмосферных, однако, она отнюдь не являлась копией установки Ньюкомена. Ползунов значительно изменил и усовершенствовал исходный образец. В отличие от более ранних подобных машин, двигатель Ползунова - двухцилиндровый, с поочередной подачей пара в цилиндры при помощи автоматического клапана-переключателя. Это позволило вдвое повысить мощность и сделать работу более равномерной.

Двигатель развивал мощность 32 лошадиные силы, которых хватало для привода двух больших мехов, осуществлявших наддув сразу девяти плавильных печей. На момент ввода в строй он являлся крупнейшим и мощнейшим тепловым двигателем в мире. К сожалению, при этом он был еще и единственным в России, тогда как в Англии в 1766 году имелось уже более 100 паросиловых установок, а в других странах Европы - еще несколько десятков.

К тому же, проработал он всего несколько месяцев, поскольку Ползунов не успел подготовить учеников, в Барнауле не нашлось достаточно квалифицированных специалистов, чтобы грамотно обслуживать и поддерживать в рабочем состоянии столь сложное устройство. Но за недолгое время работы двигатель успел окупить свою постройку и даже принести прибыль.

Однако в дальнейшем у нас почти полвека ничего подобного не строили. Архаичное российское общество XVIII столетия оказалось психологически не готовым к промышленной революции, а талантливые изобретатели-одиночки, вроде Ползунова, Нартова или Кулибина, не могли изменить ситуацию.

На заставке - портрет Ивана Ползунова и чертеж его двигателя. Портрет - фантазийный, так как прижизненных изображений "механикуса" не сохранилось, а чертеж - подлинный, точнее, это прорисовка подлинного чертежа, сделанного самим изобретателем.



Макет заводского здания, в котором размещалась паровая машина.

000217
Кинематическая схема машины Ползунова с приводом на мехи и ее действующая модель.
Tags: История, Россия, галантный век, стимпанк, техника
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Убийство императрицы

    Ровно 105 лет тому назад, 20 октября 1916 года, за четыре месяца до падения Российской империи, в Севастопольской бухте из-за серии мощных…

  • Дрессировщик дирижаблей

    Как известно, первый паровой дирижабль Анри Жиффара впервые поднялся в воздух еще в 1852 году. Но только спустя полвека живший и работавший во…

  • Антиваксер под микроскопом

    В интересное время живем: Россия, занимающая "почетное" 89-е место в мире по темпам вакцинации, уверенно вышла на еще более…

promo vikond65 октябрь 30, 2012 13:17 382
Buy for 20 tokens
Итак, я Вячеслав Кондратьев, а это мой очередной журнал. Правда, все предыдущие журналы, которые я когда-то делал, либо продолжаю делать, отпечатаны на бумаге: "Крылья Родины", "Авиамастер", "Авиапарк", "Легендарные самолеты"... Из их названий видно, что меня…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 51 comments

Recent Posts from This Journal

  • Убийство императрицы

    Ровно 105 лет тому назад, 20 октября 1916 года, за четыре месяца до падения Российской империи, в Севастопольской бухте из-за серии мощных…

  • Дрессировщик дирижаблей

    Как известно, первый паровой дирижабль Анри Жиффара впервые поднялся в воздух еще в 1852 году. Но только спустя полвека живший и работавший во…

  • Антиваксер под микроскопом

    В интересное время живем: Россия, занимающая "почетное" 89-е место в мире по темпам вакцинации, уверенно вышла на еще более…