Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

Под защитой святого Бенедикта



Ровно 80 лет назад, 31 августа 1941 года, в Архангельск прибыл первый английский конвой со стратегическими грузами для Красной армии и советской промышленности. Конвой из семи транспортов под кодовым наименованием "Дервиш" доставил 10 тысяч тонн натурального каучука, 3800 морских магнитных мин и глубинных бомб, миллион пар армейских ботинок и несколько тысяч тонн высокооктанового авиационного бензина.

А также - олово, шерстяное шинельное сукно и много других полезных вещей, в том числе первые 15 поступивших в СССР истребителей "Харрикейн" вместе с пилотами и механиками. Самолеты были быстро собраны, облетаны и в начале сентября перелетели в сопровождении бомбардировщика СБ, который играл роль лидера, на прифронтовой аэродром Ваенга под Мурманском.

Вторая партия "Харрикейнов" прилетела в Ваенгу 7 сентября прямо с палубы английского авианосца "Аргус". Это были 24 машины из состава 151-го истребительного авиакрыла, которые, по договоренности с советским руководством, должны были осуществлять воздушное прикрытие Мурманска от налетов немецкой авиации и сопровождение советских бомбардировщиков. Операция по их переброске в СССР получила кодовое название "Бенедикт".

Русские обеспечили союзников жильем, питанием, медицинским и бытовым обслуживанием. Чтобы не ударить лицом в грязь и показать как у нас все хорошо, питание было организовано великолепно. Летчики вспоминали, что в Англии во время войны их кормили гораздо хуже.

В рацион входила ветчина, красная и черная икра, фрукты, сливки, пирожные, консервированный компот, а также ром, виски, сигары, сухое вино и даже шампанское, причем всего этого было вдоволь. Правда, с жильем дела обстояли менее радужно. Англичане жаловались на клопов, отсутствие горячей воды и на уличные туалеты типа "дырка в полу". Впрочем, других туалетов в Ваенге просто не было.

Боевое крещение английских летчиков в советском небе состоялось 12 сентабяря, когда они сбили два "Мессершмитта" и разведчик "Хеншель-126", потеряв один самолет вместе с пилотом. Самолет сержанта Смита получил серьезные повреждения, летчик попытался выпрыгнуть с парашютом, но фонарь кабины заклинило и англичанин погиб.

Надо заметить, что в тот же день в районе Мурманска произошел еще один воздушный бой, в котором с "мессерами" дрались советские истребители И-16 и тоже заявили две победы, а в немецких документах за это число указаны всего два потерянных Ме-109.

Второй бой с участием англичан состоялся 17 сентября и завершился для них еще более успешно. При сопровождении советских бомбардировщиков Пе-2 они отразили атаку "мессершмиттов", сбив без потерь со своей стороны три самолета (пилот одного из них оказался в плену) и не допустив потерь среди "подопечных". Все бомбардировщики благополучно вернулись на базу.

26 сентября в аналогичной миссии англичане одержали еще две воздушные победы и снова - без потерь. На следующий день - новый успех - еще два сбитых "мессершмитта". Однако из-за плохих метеоусловий боевые вылеты совершались довольно редко, порой летчикам приходилось несколько дней подряд сидеть на земле.

Только 6 октября состоялся очередной воздушный бой. В тот день немцы совершили воздушный налет на Ваенгу, в котором приняли участие 14 бомбардировщиков "Юнкерс" Ju-88. На перехват взлетела восьмерка "Харрикейнов". Им удалось без потерь сбить три "Юнкерса", два из которых совершили вынужденные посадки на советской территории, а их экипажи попали в плен. Третий перетянул через линию фронта, но разбился при посадке.

Потом в бой вступила шестерка "мессершмиттов", которая должна была прикрывать бомбардировщики, но по какой-то причине сильно опоздала. У англичан заканчивались боеприпасы, поэтому они предпочли ретироваться, а немцы их не преследовали. "Юнкерсам" все же удалось сбросить на аэродром 20 бомб, но ни один самолет не был уничтожен, лишь четыре неисправные машины получили легкие повреждения от осколков.

Параллельно с боевой деятельностью британцы с помощью переводчиков вели подготовку советских пилотов, которым они впоследствии должны были сдать свои "Харрикейны". К середине октября 30 наших летчиков хорошо освоили пилотирование английских истребителей. В дальнейшем уже им предстояло обучать других, а миссия 151-го авиакрыла на этом закончилась.

В начале ноября британские летчики вернулись на родину, передав свои машины в ВВС Северного флота. В том же месяце из "Харрикейнов" сфомрировали новый - 78-й авиаполк, который возглавил лучший североморский ас Борис Сафонов.

Подводя итог, надо отметить, что в сентябре и начале октября 1941 года англичане взяли на себя значительную долю боевой нагрузки, которую ранее несли наши пилоты. Это наглядно отразилось на потерях. Если в августе ВВС Северного флота потеряли в воздушных боях 17 самолетов и еще 8 пропали без вести, то в сентябре - соответственно - пять и два. То есть, урон снизился в 3,5 раза.

Всего англичане совершили в небе Заполярья 365 боевых вылетов и заявили 15 воздушных побед, потеряв всего один истребитель. Наши заявили о сбитии 25 немецких самолетов. Впрочем, немцы за тот же период зафиксировали потерю всего 11 машин, Таким образом, русские и английские летчики завысили свои успехи почти в четыре раза. У кого из них приписки были выше, установить уже вряд ли возможно.

Но в любом случае 11 реальных побед при шести потерях можно считать большим успехом, особенно - для 1941 года, когда общий счет потерь и побед по всему советско-германскому фронту был примерно восемь к одному в пользу немцев. И нельзя не признать, что значительный вклад в этот успех внесли англичане.

На заставке - звено "Харрикейнов" над Ваенгой.

Стоянка самолетов 151-го авиакрыла. В СССР они летали с английскими опознавательными знаками.


Зима 1941 года была холодной. В октябре на Кольском полуострове установился снежный покров.


Советское командование, обеспечивая союзникам культурный досуг, снабдило их не только виски, ромом и сигарами, но и патефоном с набором грампластинок. Особенно англичанам понравился джаз Утесова.


Похороны погибшего в воздушном бою сержанта Смита.


Один из "Харрикейнов" 151-го авиакрыла, защищавшего русский север.


Советский летчик во время обучения забирается в кабину "Харрикейна".

"Харрикейн" командира 78-го ИАП Северного флота Бориса Сафонова. Рисунок Михаила Быкова.
Tags: Англия, ВВС, Великая Отечественная, Вторая мировая, История, СССР, авиация
Subscribe

  • Не играйте, детки, в танки!

    А известно ли вам, дамы, господа и товарищи, что уже в течение 36 лет, а именно — с 1988 года, некоторые люди отмечают 7 сентября, то есть,…

  • Не время для игрушек?

    Я всё ждал, ждал, когда же количество участников "игрушечного" опроса достигнет, хотя бы, сотни, да так и не дождался. Прошла уже…

  • Консоли, которые мы выбираем

    Поскольку вчера на моем домашнем компе появилась возможность запускать более современные игрушки, у меня возникла пара вопросов. Во-первых,…

promo vikond65 март 4, 2023 13:17 39
Buy for 50 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 120 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Не играйте, детки, в танки!

    А известно ли вам, дамы, господа и товарищи, что уже в течение 36 лет, а именно — с 1988 года, некоторые люди отмечают 7 сентября, то есть,…

  • Не время для игрушек?

    Я всё ждал, ждал, когда же количество участников "игрушечного" опроса достигнет, хотя бы, сотни, да так и не дождался. Прошла уже…

  • Консоли, которые мы выбираем

    Поскольку вчера на моем домашнем компе появилась возможность запускать более современные игрушки, у меня возникла пара вопросов. Во-первых,…