я

Великая война в зеркале карикатуры

La_paraguaya copy
.
13 декабря 1864 года президент Парагвая Франциско Солано Лопес объявил войну Бразилии, развязав конфликт, определивший дальнейшую судьбу всех его участников. Значение этой войны для Южной Америки сравнимо со значением Второй Мировой войны для Европы. Вопреки планам Лопеса Парагвай не стал региональной сверхдержавой, диктующей свою волю всему континенту, а потерпел страшное поражение, потеряв значительную часть территории и более половины населения, в том числе почти всех мужчин. В итоге он превратился в маленькое, малолюдное и бедное государство, зажатое между могущественными соседями, каковым и остается до сих пор.

Великой Парагвайской войне я уже посвятил несколько постов, будут они и в дальнейшем, а сейчас я хочу показать ее сквозь призму тогдашних парагвайских СМИ.


el centinela 5 23 de mayo 1867 1 numero 5 hoja 1 portalguarani

Первые полосы двух номеров газеты "Эль Сентинела" ("Страж") - главного рупора парагвайской пропаганды времен Лопеса-младшего.
На правой картинке художник изобразил, что, по его мнению, должно ожидать глав государств - членов антипарагвайской коалиции. Обратите внимание, что одному из них он пририсовал хвост.

el centinela 9 20 de junio 1867 1 numero 9 hoja 3 portalguarani

Карикатура из "Сентинелы": парагвайский боевой корабль обстреливает врагов, изображенных в виде животных. При этом четверо солдат, нарисованных в человеческом облике, бегут сдаваться.

el centinela 27 24 de octubre 1867 1 numero 27 hoja 3 portalguarani

Так карикатурист "Сентинелы" проиллюстрировал сообщение о раздорах в руководстве антипарагвайской коалиции.
Однако, к большому огорчению парагвайцев, это сообщение было ложным.

cabichui_1

Обложки парагвайских сатирических журналов "Кабичуи" ("Москит") и "Касик Ламбаре".

mitrerecogiendo_cabichui

В 1867 году в Парагвае распространились слухи о смертельной болезни президента Аргентины Бартоломео Митре. "Кабичуи" немедленно отреагировал на них этой злорадной карикатурой. Но слухи оказались сильно преувеличенными. Митре выздоровел, дожил до победы над Парагваем и руководил своей страной еще несколько лет.

cartoon1

Так журнал "Кабичуи" представлял своим читателям лидеров антипарагвайского альянса: императора Бразилии Педро-II (лев), президента Аргентины Митре (осел) и президента Уругвая Венасио Флореса (собака). Обратите внимание, что лев своим хвостом удерживает остальных. Это соответствовало представлениям парагвайцев об отношениях внутри коалиции, однако не вполне соответствовало реальности. Уругвай действительно был в те годы бразильской марионеткой (собственно, Флорес и пришел к власти на бразильских штыках), но Аргентина проводила вполне самостоятельную политику. Просто ее интересы в парагвайском вопросе полностью совпадали с интересами Бразилии. Ни аргентинцы, ни бразильцы не хотели, чтобы Лопес стал местным "Наполеоном".

caxias_cabichui

Карикатура на главнокомандующего бразильской армией герцога Кашиаса. Примечательно, что он изображен в виде негра. Это намек на то, что в его армии служило довольно много чернокожих солдат, к которым парагвайцев с детства приучали относиться с расистским презрением.

telegrafia_electronegratica_cabichui

Смысла этой карикатуры я, честно говоря, не понял. Возможно, это насмешка над применением бразильцами телеграфа.
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
Интересно. Даже в карикатурах виден дух эпохи.
Разумеется! Карикатуры - очень важный источник для изучения духа эпохи и психологии живших в ней людей.
А тем не менее, подтверждается старинная поговорка - "Не хвались, едучи на рать; а хвались, едучи обратно"
А существуют ли фильмы о той войне?
Интересно, что в ходе проката фильма "Миссия" с ДеНиро и Айронсом было недовольство в Бразилии и Уругвае как раз из-за самой темы. Видимо любое упоминание истории Парагвая и конфликтов вокруг него до сих пор воспринимается болезненно соседними странами.
Смысла этой карикатуры я, честно говоря, не понял. Возможно, это насмешка над применением бразильцами телеграфа.
/Там смысл в людях ползущих по столбу в левом углу картинки.
Справа это Парагвай, а слева в виде негра с черепахой, как и на другой карикатуре Бразилия. Это насмешка высмеивание бразильцев, которым далеко до парагвайцев в части использования современной техники в данном случае телеграфа.
А бразильскме негры не ходили с черепахами на поводке.
Ага, они на них ездили. Не надо придуриваться, парагвайский художник никогда бы не стал рисовать парагвайцев в карикатурном виде, а тем более - во вражеских головных уборах.

Edited at 2013-12-14 01:20 pm (UTC)
Из статьи (кстати, это не статья, а фрагмент диссертации) я так и не понял, что символизируют люди в бразильской униформе, висящие на проводах.
1.Голожопых парагвайцев значит показал бы, а лезущего по телеграфному столбу нет)))
2.Карикатурист - это не звание в парагвайской армии.
(Anonymous)
После украинских событий 2014 года парагвайская война выглядит совсем иначе.